• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Час общения: «Экстремизм – угроза обществу»

    Час общения, посвящен теме экстремизма, терроризма. Об актуальности,

    которых говорят участившиеся столкновения на расовой и национальной

    почве. При этом объектами агрессии становятся представители практически

    всех социальных групп, а также молодежных субкультур.

    По признанию руководителей МВД, экстремизм, угрожает национальной

    безопасности России и никакие антиэкстремистские, так же как и

    антитеррористические, меры не могут быть излишними или избыточными. В

    ходе общения учащиеся получают информацию по данной теме, учатся

    критически оценивать сказанное в ходе обсуждения.

    Цели : Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и

    понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;

    формировать негативную оценку таких явлений, как экстремизм, терроризм;

    воспитывать чувства национального достоинства, уважения к представителям

    других национальностей; побуждать к самопознанию, саморазвитию,

    самореализации, к проявлению активной жизненной позиции.

    Задачи:

    Образовательные: выяснить причины возникновения экстремизма и

    терроризма и кто за этим стоит.

    Развивающие: развивать умение ораторского искусства через выступления,

    подготовленные учащимися; прививать навыки самостоятельной работы;

    учить анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и

    аргументировано доказать свою точку зрения.

    Воспитательные: формировать патриотизм; воспитывать чувство неприятия к

    насилию, терроризму и экстремизму.

    Подготовительная работа:

    Распределить участников в 2 группы;

    Предложить участникам мероприятия подготовить компьютерную

    презентацию об экстремизме, терроризме.

    Провести анкетирование среди учащихся старших классов по теме

    «Толерантность».

    Оборудование: компьютер (для демонстрации презентаций, видео).

    Оформление: на доске написать тему мероприятия «Все в наших руках».

    План мероприятия

    I. Вступительная беседа с просмотром видео.

    II. Работа в группах с понятиями «экстремизм», «терроризм».

    III. Дискуссия по теме «Мода или глупость?»

    IV. Тренинг – игра «Все мы чем-то похожи...».

    V. Просмотр видео

    VI. Рефлексия.

    VII. Подведение итогов (рефлексия).

    Ход классного часа

    1. Организационный этап

    2. Мотивационный этап (Просмотр видеоклипа «Россия - Родина моя»)

    Под музыку клипа учитель читает стихи:

    Милая Россия!

    Родная наша мать!

    Каким высоким словом

    Мне подвиг твой назвать?

    Какой великой славой

    Венчать твои дела?

    Какой измерить мерой,

    Что ты пережила?

    Ты всё перетерпела,

    Познала всё сполна,

    Поднять такую тяжесть

    Могла лишь ты одна!

    Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

    Мы живём в России, в Российской Федерации. Россия – великая страна. Эта

    страна победившая фашизм. 70 лет назад отгремели бои Великой

    Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и

    свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит

    удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но

    всеобщий мир так и не наступил. За последние пять тысяч лет зафиксировано

    около 15000 больших и малых войн, в которых погибло несколько

    миллиардов человек.

    Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с

    религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу,

    казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается в наш лексикон

    плотно вошли такие страшные слова как «терроризм» и «экстремизм».

    Так что же скрывается за «экстремизмом» и каковы причины его

    возникновения.

    Выступление 1 группы. Экстремизм – это сложная и неоднородная форма

    выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма:

    · политический

    · национальный

    · религиозный

    Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего

    народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в

    ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же

    территории.

    Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к

    инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние

    годы обострилась проблема исламского экстремизма.

    Политический экстремизм – это движения или течения против

    существующего конституционного строя.

    К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

    Это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что

    общество перестает функционировать как целостный организм,

    объединенный общими целями, идеями, ценностями.

    Это нарастание социальной напряженности.

    Это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе,

    что привело к утрате нравственных ценностей.

    Это бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и

    перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и

    ответственности за судьбу родины.)

    Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие

    адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная

    критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой

    информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее

    подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских

    групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не

    формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об

    идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология,

    внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя

    членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно

    творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает

    молодежь.)

    От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во

    многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать

    надежный заслон распространению экстремизма.

    Учитель: На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой

    национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается

    увеличение неформальных молодежных движений экстремистской

    направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных

    организаций (группировок) экстремистско-националистиче ской

    направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко -

    несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.

    Одним из наиболее впечатляющих мифов, которыми одержимо массовое

    сознание - «Терроризм». Я повторюсь, скажу, что терроризм это сознательное

    использование нелегитимного насилия (чаще всего с заведомой ориентацией

    на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой – то группы,

    стремящейся тем самым достичь определенных целей заведомо

    недостижимых легитимным способом. Попробуем разобраться, что же такое

    терроризм и определить кто же за этим стоит!

    Выступление 2 группы . Терроризм (от латинского TERROR - страх, ужас) –

    насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей

    власти, осложнения международных отношений, политических и

    экономических вымогательств у государств и корпораций. Терроризм – это

    крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием,

    угрожающее жизни и здоровью граждан.

    Идеологический терроризм . Наличие двух лагерей (власть и недовольные

    ей революционеры - террористы). Например: русские народники,

    французские анархисты, германские консерваторы, большевики, фашисты,

    теракты неофашистов в Италии в конце 70-х, Красные Бригады и Красная

    Армия в ФРГ и т.д.

    Этниче ский терроризм. Этнические меньшинства рассматривают

    терроризм, как единственный путь заявить о своих требованиях в условиях,

    когда полноправное политическое участие в определении своей судьбы иным

    способом невозможно. Этнотерроризм может иметь расовый характер. Самые

    яркие примеры: сицилийские сепаратисты, ирландцы, курды, карабахские

    армяне и чеченцы.

    Религиозный терроризм . Выступают религиозные меньшинства или

    активный авангард, познавший враждебное влияние властей. Основа

    принижения «неверных», представителей иной религии. Самые крайние

    формулировки «избранные», «спасенные», «проклятые». Классические

    образцы такого терроризма – сионистский терроризм в Палестине и

    современный исламский терроризм.

    Криминальный терроризм. Чаще всего такой терроризм сопровождается

    требованием полуполитического характера. Например: предоставление

    средств передвижения для того, чтобы покинуть определенную зону,

    освобождение заключенных и так далее. Примеры: большевистские и

    анархические налетчики, и грабители, этнические мафии США (еврейская,

    сицилийская и китайская), взятие банков экстремистами и т.д.

    Индивидуальный террор. Это не одиночка – революционер, не одиночка –

    националист, не одиночка – религиозный фанатик, не одиночка – преступник,

    а человек в независимости его идеологической ориентации, наносящий вред

    обществу.

    Терроризм превратился в одну из наиболее опасных по своим масштабам,

    непредсказуемости и последствиям общественно - политических проблем.

    Сегодня терроризм - это не только диверсанты-одиночки, угонщики

    самолетов и шахиды-камикадзе. Современный терроризм – это мощные

    разветвленные и хорошо организованные структуры. В настоящее время в

    мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций.

    Учитель: Таким образом, можно сделать вывод, что терроризм в России

    обусловлен общественными противоречиями. Они оказывают негативное

    влияние на все стороны общественной жизни страны. Важнейшей

    предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами

    правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан

    противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.

    IV. Дискуссия по теме «Мода или глупость?»

    Классный руководитель. 80% российских экстремистов - старшеклассники,

    учащиеся ПТУ и безработные. Как вы думаете, что же их привело к этому?

    Примерные ответы:

    Желание быть крутым, погоня за модой.

    Экономический кризис, безработица, отсутствие перспективы.

    Стадный инстинкт - желание быть в стаде, в команде.

    Психологические проблемы, комплексы, неуверенность в себе, чувство

    одиночества.

    Засилье инородцев в России.

    Демонстративное унижение коренных жителей инородцами.

    Разрушение системы воспитания молодежи (пионеры, комсомол, кружки,

    секции, стадионы, спортплощадки и т. п.).

    Учитель: Действительно, специалисты приходят к выводу, что главные

    причины популярности экстремизма среди молодежи - экономический кризис

    и развал системы образования. Но где истоки той ненависти, которая является

    основной движущей силой? Вот мнение одного исследователя:

    В России сложилось двухуровневое общество. На первом уровне

    небольшой и благополучный слой власти и бизнеса, на втором уровне

    остальное население, лишенное перспектив. В сознание большинства

    населения внедряются ложные и алчные цели, иллюзии легкого достижения

    личного успеха, однако реальность такова, что большинству придется до

    конца своих дней влачить жалкое существование. Здесь и лежат корни той

    ненависти, которая все больше охватывает общество. Именно эта молодежь,

    перед которой закрыта дорога в достойное будущее, становится выразителем

    этой ненависти...

    Согласны ли вы с такой точкой зрения и какие методы борьбы с

    экстремизмом, на ваш взгляд были бы эффективными?

    (учащиеся работают в группах и отвечают) (Примерные ответы: нужно повышать

    уровень жизни людей, интеллектуальный уровень, улучшать качество образования,

    наладить воспитательную работу и т. п.)

    Классный руководитель. Известная американская исследовательница

    высказала мысль, что молодежь - это социальный бульдозер, расчищающий

    путь для происходящих в обществе изменений. Согласны ли вы с этим?

    (Высказывания учащихся)

    Классный руководитель. Желание блага России - вот что движет

    патриотами. Но благо это можно понимать по-разному, они друзья или враги

    России? Озвучьте свою точку зрения.

    (Высказывания учащихся)

    Тренинг-игра «Все мы чем-то похожи...»

    своеобразие каждого человека, так и общие черты, объединяющие с другими

    членами группы. Пусть каждая группа составит список того, что объединяет

    всех членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас

    есть бабушка или …», «Любимое блюдо каждого из нас», «У каждого из нас

    есть …», «Мы все очень любим подвижные игры или футбол», «В каникулы

    любим отдыхать ….» и так далее. У вас есть 7-8 минут. Победит та группа,

    которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

    Анализ упражнения:

    - Узнали ли Вы что-нибудь интересное о ком-нибудь из других участников

    занятия?

    - Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех Вас в группе?

    - Есть ли что-нибудь такое, что отличает Вас от всех в группе?

    - Как Вы работали в своей команде?

    - Нравится ли Вам быть похожими на других или Вы предпочитаете от всех

    отличаться?

    - Какими должны быть Ваши друзья - похожими на Вас или совсем

    другими?

    V. Просмотр видеоролика «Жертвы Беслана!» .

    Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его

    можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать

    стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице

    человека. Полны экстремизма события в Беслане в 2004году. Ненависть,

    злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это

    все те слова, которые характеризуют эти события. Посмотрите и попробуйте

    проанализировать, и высказать свое мнение о том, что увидите на экране!

    (просмотр видео)

    Ребята, сегодня мы с вами вспомнили историю бесланской трагедии. Какие

    эмоции она у вас вызвала?

    Я предлагаю вам закончить следующий тезис: “Трагедия Беслана – это…”

    Если у кого-то есть вопросы – спрашивайте. Если хотите что-то сказать –

    говорите.

    Этот видеофильм не может оставить нас равнодушными. Но может пора

    остановиться и прекратить эти безобразия! Все в ваших руках, руках

    молодого поколения!

    Рефлексия.

    Группам учащихся выдаются карточки.

    Закончи предложения, текст” Например:

    Карточка №1 “При террористических актах может…”

    Возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия ……………

    Карточка №2 “Если ты оказался в заложниках…”

    Помни:……………..

    Карточка №3 “Если вам поступили угрозы по телефону”

    Вы должны:…………………………………..

    Карточка №4 “Вы обнаружили подозрительный предмет”

    Ваши действия: …………………………..

    Карточка №5 “Если вы услышали выстрелы, находясь дома”

    Вам необходимо:

    Учитель. Какой вывод можно сделать из состоявшейся беседы? Как вы

    относитесь к терроризму и экстремизму?

    (Ответы учащихся)

    - Какие формы и методы борьбы с терроризмом вы можете предложить.

    VI. Заключение.

    Мы еще раз убедились в том, что экстремизм, терроризм – это действительно

    жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости,

    подчиненной слепой вере.

    И в заключение прочитаю стихотворение Зинаиды Юрчиковой "Пройдя

    сквозь ад, останься человеком". Пусть оно будет добрым напутствием для

    каждого из вас.

    Пройдя сквозь ад, останься человеком

    И не утрать душевной доброты.

    Не прикрывайся временем да веком

    И светлые не загуби мечты.

    Все вытерпи потери и разлуки,

    Утраченную веру обрети,

    Преодолей боль тела, сердца муки.

    Идти по жизни надо не ползти!

    Когда вдруг слёзы душу омывают,

    Ты слабости минутной не стыдись.

    На свете судьбы разные бывают:

    Твоя из трудных. Побеждай! Борись!

    Неси ты гордо имя человека!

    Не разучись надеяться, любить.

    Живи мечтою будущего века

    И верь, тогда ты сможешь победить!

    Я желаю вам добра и мира. Спасибо за работу!

    Источники.

    1. Материалы сайтов:

    http://stihidl.ru/poem/1077/

    http://vginekolog.ru/debate/zhestokie-podrostki

    http://tipslife.ru/40290-podrostkovaya-zhestokost.html

    2 . Видео с You Tube:

    1. http://www.youtube.com/watch?v=TFKOFhzM27Q

    2. http://www.youtube.com/watch?v=a0skw2nf7b8

    3. Нормативные документы

    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской

    деятельности" __

    На протяжении последних трех лет в московских школах начали преподавать «уроки толерантности» и уроки по профилактике экстремизма. Эти занятия призваны научить проявлению терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций, а также предостеречь ребят от вовлечения в ряды экстремистки настроенной молодежи.
    Студенты Института социально-экономических и гуманитарных наук в качестве практических занятий проводят подобные уроки в школах Центрального административного округа столицы.
    Представляем вашему вниманию план урока, который взят за педагогическую основу проведения подобных занятий.

    План урока по профилактике экстремизма.
    «Экстремизм и патриотизм».

    Цели урока:
    - сформировать у учащихся представление об экстремизме как об одной из актуальных проблем современного общества;
    - сформировать у учащихся представление об ответственности, предусмотренной законодательством РФ за экстремистскую деятельность.

    Задачи урока:
    - ознакомить учащихся с понятиями «толерантность», «патриотизм» и «экстремизм»;
    - показать на примерах разрушительные последствия экстремистской деятельности;
    - определить основные отличия действий, продиктованных патриотическими чувствами, от проявлений экстремистской направленности;
    - ознакомить учащихся с понятиями административной и уголовной ответственности;
    - предоставить учащимся сведения об ответственности, предусмотренной статьями административного и уголовного кодексов РФ за экстремистскую деятельность (с анализом конкретных ситуаций).

    Ход урока.

    1. Введение.
    Мы с вами граждане одного государства - Российской Федерации. Все вы прекрасно знаете, что в нашей стране проживают люди множества разных национальностей и вероисповеданий. К сожалению, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество молодых людей, которые прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.
    Поэтому сегодня мы поговорим о том, чем патриотизм отличается от экстремизма, о разрушительных последствиях проявлений экстремизма и о том, как научиться быть толерантными и терпимыми друг к другу.

    2. Толерантность
    Учащимся показываются фотографии, по которым они должны предположить особенности характера того или иного человека. Ответы учащихся обсуждаются, а потом рассказываются факты, касающиеся этих людей. Несовпадения анализируются и делается вывод о том, что первое мнение о человеке может быть абсолютно неверным.
    Как вы считаете, что такое толерантность? Кто из вас может попробовать дать определение этого понятия или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).
    Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
    Во многих языках понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское — tolerantia; английское — tolerance; немецкое — toleranz; французское — tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.
    Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.
    Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.
    Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 30-х годов XX века оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов XX века.
    В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность доброжелательно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

    3. Понятие «экстремизм»
    Отсутствие толерантности в людях зачастую ведет к негативным последствиям: неспособность признавать и принимать чужое легко перерастает во враждебность и в итоге может принимать поистине разрушительные масштабы.
    Показ слайдов, отражающих разрушительные последствия экстремистских проявлений и их обсуждение.
    Как вы считаете что такое экстремизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).
    Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить организацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме».
    Экстремизм - это приверженность крайним взглядам и мерам.
    Экстремистские акты можно определить более точно, опираясь на два основных критерия:
    а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;
    б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.
    Первейшая цель экстремистских актов - не непосредственный физический вред, а их психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан.
    Под политическим экстремизмом следует понимать политическую активность, которая выражается в стремлении политически активных индивидов, общественных воплотить в жизнь свои политические идеалы всеми доступными средствами, включая формы насильственного воздействия, направленные на государственную власть, общество в целом или на какие-либо его элементы. Экстремизм проникает во все области общественной жизни:
    Экономический экстремизм. Направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства и др.
    Националистический (национальный) экстремизм. Находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями.
    Экстремизм в области культуры. Ориентирован на изоляционизм, отвержение опыта, достижения других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников.
    Экологический экстремизм. Выступает против научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств - единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.

    4. Понятие «патриотизм»
    Мы уже говорили о том, что в наше время есть люди, которые, прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.
    Как вы считаете, что такое патриотизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).
    Патриотизм - это любовь к Отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к родине и родному народу проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни; но те же чувства, пропитанные темными предрассудками и враждой к другим народам, вырождаются в узкий национализм и деморализующий шовинизм.
    В чем выражается Патриотизм:
    Зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование.
    - Крепкая благополучная семья, воспитание детей достойными Гражданами страны.
    - Профессиональный и творческий вклад в конструктивное развитие культуры, экономики, спорта, здравоохранения, политики, образования страны.
    - Качество характера и поступки, достойные всеобщего уважения, ложатся в основу патриотизма
    Таким образом, мы с вами выяснили, чем отличается патриотизм от экстремизма. Запомните главное:
    Патриотизм - это любовь к стране, а экстремизм - это ненависть к людям. Поэтому настоящий патриот никогда не станет экстремистом.

    5. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма
    В декабре 2010 года в Москве произошла серия массовых митингов и уличных столкновений коренных жителей с выходцами из кавказских республик в городах России, последовавшая за убийством в Москве футбольного болельщика Егора Свиридова. Молодой человек погиб в ходе драки, произошедшей 6 декабря 2010 года между компанией фанатов ФК «Спартак Москва» и группой выходцев с Северного Кавказа. Действия правоохранительных органов в ходе расследования убийства были восприняты в обществе как покрывательство подозреваемых, что и спровоцировало протесты.
    Все вы помните, что самым массовым в этой серии стал несанкционированный митинг на Манежной площади. В результате более 60 человек были привлечены к административной ответственности и около 10 к уголовной.
    Какие же законы были нарушены теми, кто вышел в тот день на Манежную площадь и теми, кто участвовал в дальнейших митингах на площади Европы, у Киевского вокзала и других? По каким статьям предусмотрена ответственность за данные преступления?
    Во-первых, это хулиганство. Причем за мелкое хулиганство предусмотрена административная ответственность. За более тяжкое - уголовная.
    Разберемся сначала с тем, что такое мелкое хулиганство.
    Согласно ст. 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство - это нарушение общественного порядка, которое выражает явное неуважение к обществу. Это может быть:
    - нецензурная брань в общественных местах;
    - оскорбительное приставание к гражданам;
    - уничтожение или повреждение чужого имущества.
    Все эти действия влекут за собой:
    - либо наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей. Штраф может быть увеличен до 2500 рублей, если хулиганство сопровождалось неповиновением законному требованию представителя власти.
    - либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
    Но если хулиганство совершенно с применением оружия либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, то это уже считается преступлением и, согласно ст. 213 УК, влечет за собой более суровую ответственность в виде:
    - обязательных работ на срок от 180 до 240 часов
    - либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет;
    - либо лишением свободы на срок до пяти лет.
    Во-вторых, административным правонарушением является
    пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, предусмотренное ст. 20.3 КоАП РФ. Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты.
    Этот запрет связан с тем, что он оскорбляет память о жертвах Великой Отечественной Войны.
    Таким образом, если человек не просто пришел участвовать в митинге, но и оделся соответствующим образом или использовал в своей речи нацистские приветствия, то по отношению к нему могут быть применены следующие санкции:
    - либо штраф в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией атрибутики или символики.
    - либо арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией атрибутики или символики.
    В-третьих, на таких митингах всегда действует закон толпы: одни участники призывают других к протестам, к мести за обиженных (в данном случае за убитого Егора Свиридова), а другие, заражаясь общим настроем, кричат, дерутся, наносят вред чужому имуществу.
    Первые в этом случае могут быть осуждены по статье 280 УК РФ, которая устанавливает ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Данной статьей предусмотрен достаточно большой штраф - до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до двух лет. Возможен также арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет.
    Кроме того, может быть применена и ответственность по Статье 282 УК РФ, которая устанавливает ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Ответственность наступает только в том случае, если эти действия были совершены публично или с использованием СМИ. Не забываем, в рассматриваемом нами случае речь идет о публичном митинге.
    Наказанием за данное преступление является:
    - либо штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период от одного года до двух лет;
    - либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
    - либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов;
    - либо исправительными работами на срок до одного года;
    - либо лишением свободы на срок до двух лет.
    Вторые же, помимо уже упомянутого нами хулиганства, совершают следующие правонарушения:
    Статья 214. устанавливает ответственность за Вандализм. Вандализм - это осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Если эти деяния совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, то они считаются экстремистскими и наказываются ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
    Если же в результате даже случайного повреждения пострадает здание или памятник, имеющие историческую или культурную ценность (а мы с вами помним, что Манежная площадь - это центр Москвы), то в силу вступат уже другая статья - статья 243, которая устанавливает ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры. За данное преступление предусмотрены:
    - либо штраф в особо крупном размере - до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до восемнадцати месяцев;
    - либо обязательные работы на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов;
    - либо лишение свободы на срок до двух лет.
    Если же люди пришли на митинг, направленный против лиц другой национальности, не случайно, а предварительно подготовившись и организовав сплоченную группу, то их действия попадают под статью 282.1 УК РФ - организация и участие в экстремистском сообществе. Экстремистское сообщество - организованная группа лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности. Естественно, что за организацию экстремистской группы предусмотрена более строгая ответственность, нежели просто за участие. Например, штраф за организацию может доходить до двухсот тысяч рублей, а за участие - только до сорока тысяч рублей. Кроме того, лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности экстремисткой группы, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

    6. Подведение итогов урока
    . Каждый из вас - хозяин своей жизни, своей судьбы.
    . Вокруг Вас существует много сил, которые хотят использовать ваши способности, вашу решительность, но выбирая за кем идти - подумайте, какую плату от вас потребуют. Экстремистские организации предлагают борьбу за свободу, свержение существующей власти, «Россию для русских» и т.д. Но все это достигается путем террора, насилия, бессмысленных, жестоких убийств.
    . Это путь животных, а не людей. Никогда насилие не приводило к прогрессу нации. Это подтверждает история.
    . Все великие военные империи - пали.
    . Перед вами открыты сейчас все пути - выберите путь мира, путь развития, путь создания своей жизни, а не разрушения чужой!

    Для просмотра нажмите на картинку

    Профилактика экстремизма в молодежной среде - это одна из первоочередных задач образовательной сферы и общества в целом. Это сложная социально-психологическая проблема, которая в современных условиях стала актуальной для всех государств мира.

    Что такое экстремизм

    Такому понятию, как экстремизм, дано множество определений (как научных, так и юридических). Несмотря на то что данная проблема у всех на устах, единый термин так и не был сформулирован. Так, например, большим толковым словарем экстремизм трактуется, как склонность к крайним мерам и взглядам. Тем не менее ученые сходятся на том, что такое определение является весьма размытым. Упор должен быть сделан именно на совершение противоправных действий.

    На вопрос о том, что такое экстремизм, доктор Колеман и доктор Бартоли отвечают несколько иначе. Они считают, что это деятельность человека, далекая от общепринятых норм, приверженность жестким формам разрешения конфликта. Тем не менее и здесь есть некоторые загвоздки. Основная трудность состоит в определении общепринятых норм, ведь для каждого государства и общества они могут существенно отличаться.

    Что относится к экстремистским действиям

    К сожалению, в международной практике нет не только единого определения самого термина "экстремизм". Нет также унифицированного описания деятельности, которая попадает под это описание. Но для того, чтобы профилактика экстремизма в молодежной среде была эффективной, стоит четко понимать, с чем предстоит бороться. Чтобы определиться с понятием и его проявлениями, стоит обратиться к нормативно-правовым документам. Закон "О трактует данное понятие следующим образом:

    • насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства;
    • публичное оправдание ;
    • пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости;
    • распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку;
    • нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку;
    • препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия;
    • воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами;
    • пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов;
    • массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов; публичные призывы к участию в экстремистской деятельности;
    • публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности;
    • финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.

    Факторы молодежного экстремизма

    Борьба с международным экстремизмом подразумевает в первую очередь работу с молодежью как с наиболее уязвимой категорией граждан. Для того чтобы деятельность была эффективной, нужно понимать, откуда у юных людей берутся подобные идеи. Так, среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить:

    • влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями;
    • влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов;
    • влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.);
    • стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе;
    • собственные представления и моральные установки;
    • личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость);
    • психическое напряжение.

    Основные направления работы

    На данный момент отмечается растущая угроза вербовки юношей и девушек террористическими организациями. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться по следующим направлениям:

    • тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями;
    • повышение квалификации педагогического персонала по данному вопросу;
    • включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма;
    • внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи (профилактика правонарушений, насилия и беспризорности);
    • непрерывный мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди молодежи;
    • анализ процессов, происходящих в молодежной среде, а также их философский и социокультурный аспекты;
    • обеспечение доступности культурных благ для молодежи;
    • реализация потребности в самореализации и самовыражении;
    • организация досуга учащихся (волонтерских проектов, социальных программ).

    Деятельность с разными группами молодежи

    Профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться с учетом ее неоднородности. Можно выделить два основных направления работы:

    • С группами, у которых еще не сформировались экстремистские наклонности. Такие молодые люди, обычно, добровольно включаются в социальную работу, так как не имеют каких-либо агрессивных или незаконных настроений. Задача профилактики состоит лишь в закреплении толерантных мировоззрений.
    • С группами, у которых уже сформированы экстремистские мировоззрения и убеждения. Такая работа в большинстве случаев проводится в принудительном порядке, а потому молодые люди могут быть агрессивно настроены. Здесь важно найти индивидуальный, нестандартный подход, который поможет установить доверительные отношения. Результатом должно стать переубеждение подростка, отказ от экстремистских взглядов и активное включение в общественную жизнь.

    Группа риска

    Несмотря на то что профилактическая деятельность должна проводиться среди всей молодежи, есть некоторые категории, которые наиболее подвержены подобным влияниям. Изучив перечень экстремистов, можно выделить такие группы риска:

    • дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованностью, а также склонностью к различного рода девиациям (алкоголизм, насилие, употребление наркотиков);
    • так называемая золотая молодежь, представители которой, в силу определенных условий, чувствуют вседозволенность и безнаказанность, а также воспринимают экстремизм, как развлечение или нормальное времяпрепровождение;
    • подростки, для которых характерны психологические проблемы, определяющие склонность к агрессии и неадекватную реакцию на те или иные события;
    • представители молодежных субкультур, неформальных групп и уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением и девиантными убеждениями;
    • члены политических движений и религиозных объединений, которые под воздействием определенных идей и убеждений, могут проводить опасную для общества деятельность.

    Ключевые задачи

    Профилактика экстремизма не должна быть хаотичной или спонтанной. Важно тщательно продумать каждый этап и его детали. План по профилактике экстремизма должен быть направлен на решение следующих существенных задач:

    • применение к подросткам и молодым людям установок о необходимости соблюдения и защиты прав любого гражданина, а также неукоснительного соблюдения законодательных норм;
    • формирование у подростков представления о нормах поведения, принятых в гражданском обществе;
    • донесение до родителей важности формирования толерантных настроений в семье;
    • создание в учебных учреждениях ячеек самоуправления, которые будут осуществлять просветительскую деятельность;
    • формирование в сознании молодежи уверенности в за экстремистскую деятельность в любых ее проявлениях;
    • выработка у молодежи навыков безопасного поведения и самообороны при угрозе террористического акта.

    Основные мероприятия

    • Установление взаимосвязей и координация работы с комиссией по делам несовершеннолетних. Ее сотрудники должны привлекаться к непосредственной работе с учениками, а также участию в родительских собраниях.
    • Организация курсов для педагогического персонала по поводу профилактики экстремизма. Для студентов средних и высших учебных учреждений могут проводиться круглые столы или дискуссии по данной тематике. При этом обязательно участие в них представителей правоохранительных органов.
    • Проводить классный час "Профилактика экстремизма и терроризма" в школе. В ходе данных мероприятий должны быть рассмотрены правовые нормы и ответственность за их нарушение. Также должно уделяться внимание воспитанию у учеников чувства уважения и толерантности к другим культурам, национальностям, религиям, убеждениям.
    • Регулярное проведение родительских собраний, на которых будут рассматриваться не только организационные моменты, но также вопросы воспитания законопослушных граждан.
    • Выработка системы, в соответствии с которой учащиеся или их родители могут обратиться по поводу защиты своих законных прав и интересов, в том случае, если они ущемляются.

    Работа с родителями

    Не секрет, что основные убеждения и личные качества формируются именно под влиянием семьи. Следовательно, работа по профилактике экстремизма в школе должна подразумевать тесный контакт с родителями. До них должна быть донесена следующая информация:

    • специфика молодежных субкультур и неформальных организаций, а также их потенциальная опасность;
    • степень ответственности родителей за детей;
    • формы агрессии, а также профилактика их проявления у подростков;
    • механизмы вовлечения детей в экстремистскую деятельность;
    • определение возраста уголовной ответственности за правонарушения, а также описание возможных мер наказания;
    • сущность таких понятий, как "терроризм" и "экстремизм";
    • специфика формирования жизненной позиции и убеждений у подростков;
    • необходимость занятости подростков (кружки, секции и прочие формы) во внеурочное время.

    Ответственность

    Лицо, достигшее определенного возраста, установленного законом, может быть привлечено как к административной, так и к уголовной деятельности за экстремизм. Статья 282 УК РФ предусматривает ответственность за следующие деяния:

    • унижение человеческой чести и достоинства;
    • возбуждение ненависти или враждебных чувств к отдельным лицам или их группе;
    • организация сообществ экстремистского характера;
    • организация, координация и обеспечение деятельности подобных сообществ.

    Основная проблема работы с детьми и подростками состоит в том, что многие чувствуют свою безнаказанность. Тем не менее в определенных законом случаях, даже несовершеннолетние лица привлекают к ответственности за экстремизм. Статья 282 УК РФ подразумевает осуждение лиц, не достигших 18 лет, за размещение в глобальной сети видеороликов, а также любой другой документации пропагандистского характера со сценами насилия или призывами к нему. подразумевают ответственность несовершеннолетних за уничтожение исторических и культурных памятников, а также надругательство над местами захоронения и телами умерших. Наказание может выражаться в крупном денежном штрафе, исправительных работах или лишении свободы.

    Противодействие и самооборона

    Безусловно, теоретическая основа важна. Тем не менее важно донести до молодежи, как на практике проявляется экстремистская деятельность в России. Примеры подобных ситуаций, а также действия по предотвращению и самообороне приведены в таблице:

    Экстремистская деятельность Действия
    Угроза подрыва бомбы в помещении
    • в ходе телефонного или иного контакта со злоумышленником попытаться выяснить подробности о месте и предполагаемом времени взрыва;
    • по возможности записать разговор на цифровой носитель или же сделать пометки на бумаге;
    • не прикасаться ни к каким подозрительным предметам, а вызвать правоохранительные органы в случае их обнаружения;
    • покинуть здание, не пользуясь лифтом и находясь подальше от оконных проемов;
    • если предыдущее действие невозможно, нужно найти хотя бы какое-то укрытие от обломков (например, под столом).
    Поджог здания
    • вызовите службу спасения;
    • подойти к двери и проверить ее температуру - если она горячая, открывать нельзя, а потому стоит искать другие пути эвакуации;
    • обезопасить дыхательные пути от проникновения угарного газа (влажная повязка или маска);
    • если выбраться из помещения невозможно, заделайте щели в двери влажными тряпками;
    • немного приоткройте окно и подайте сигнал бедствия.
    Теракт в самолете
    • сообщайте сотрудникам или спецслужбам о лицах, которые ведут себя подозрительно;
    • не пытайтесь в одиночку бороться с экстремистом.
    Телефонная угроза
    • если ваш телефон не оснащен звукозаписывающим механизмом, постарайтесь дословно отобразить разговор на бумаге;
    • обратите внимание на голос экстремиста и попытайтесь составить его приблизительный портрет;
    • внимательно отнеситесь к звуковому фону, может оказаться полезным при определении его местонахождения;
    • передайте информацию в правоохранительные органы.
    Письменная угроза
    • как можно меньше контактируйте с документом, стараясь сохранить его в первоначальном виде;
    • передайте документ, а также конверт и любые другие приложения в правоохранительные органы.

    Подобные практические примеры или даже реконструкции ситуаций просто необходимы. Профилактика экстремизма в школе должна быть направлена не только на недопущение формирования подобных настроений у молодежи. Важно также донести до молодых людей информацию, которая поможет им сохранить жизнь в экстремальной ситуации.

    Подходы к профилактической работе

    Экстремизм, как угроза национальной безопасности, вынуждает вести профилактическую работу не только со взрослым населением, но также с детьми и молодежью. Данная работа может проводиться в соответствии с такими подходами:

    • Распространение информации об опасности экстремизма и организациях, его исповедующих. Этот подход используется наиболее часто. Он подразумевает собой программы по просвещению молодежи путем проведения гражданских акций или распространения полиграфических материалов. Учитывая, что данный подход является не самым эффективным, его можно рассматривать лишь в качестве дополнительного.
    • Аффективное обучение направлено на устранение проблем с выражением чувств и эмоций. Это важно как в плане формирования жизненного опыта, так и высвобождения негативной и положительной энергии. Получая эмоциональную разрядку, подросток становится менее агрессивным, что снижает риск формирования радикальных наклонностей.
    • Влияние социальных факторов может не только воспрепятствовать зарождению у подростка экстремистских идей, но также и поспособствовать этому. В связи с этим один из подходов базируется на проведении тренингов, в ходе которых проводится обучение устойчивости к общественному давлению.
    • Формирование жизненных навыков - это подход, основанный на методиках поведенческой модификации. Основной подростковой проблемой обозначается стремление к самоутверждению и взрослому образу жизни. таким образом, появляется необходимость в проведении для молодых людей курсов и тренингов, которые позволят им сформировать необходимые жизненные убеждения и навыки, которые позволят защититься влияния негативных тенденций, развивающихся в обществе.
    • Вовлечение подростков в деятельность, альтернативную экстремистской. Этот подход был разработан А. Кроминым. Он предлагает организовывать походы с преодолением препятствий, направление активности подростков в спортивную или творческую деятельность, создание групп для отстаивания активной гражданской позиции.

    Заключение

    Программа по профилактике экстремизма в первую очередь должна затрагивать детей, подростков и молодежь. Именно этот слой общества наиболее подвержен влиянию подобных радикальных идей, что связано с неокрепшей психикой и отсутствием твердой жизненной позиции. Безусловно, работа в школах и прочих учебных заведениях важна, но не стоит забывать и о роли семьи в данном процессе. В связи с этим педагоги и сотрудники правоохранительных органов должны проводить регулярные профилактические беседы с родителями.

    Классный час: «Терроризм и экстремизм – угроза обществу»

    Цели:

      объяснить сущности терроризма, его типы и цели;

      совершенствование у школьников знаний о терроризме и экстремизме;

      основ безопасности в ЧС;

      формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.

    Задачи:

      Изучить правила поведения при теракте;

      Развивать навыки поисковой, исследовательской работы;

      Формирование умения работать в группах.

    Ход беседы

    Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями. Из толкового словаря этимология термина «экстремизм» обнаруживает свои корни в латинском языке, переводится как «крайний» (взгляды и меры).

    Терроризм «terror» переводится как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства).

    Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. За последние десятилетия крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, 9 мая, захват театра на Дубровке, во время представления “Норд-Ост”. Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1 города Беслана (Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их родители – всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка. 559 человек получили ранения. Это страшные страницы истории…

    Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер. Существенные изменения и в формах терроризма и в практике борьбы с ним произошли и в нашей стране. Россия столкнулась с вопиющими фактами его проявления, как на собственной территории, так и в ближнем зарубежье. События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма.

    Сегодня мы собрались для обсуждения проблемы, которая заявлена следующим образом: “Терроризм-угроза обществу”. - Итак, что такое терроризм и экстемизм? Откуда происходят данные слова? Что в себе несут? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.

    К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

    Это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями.

    Это нарастание социальной напряженности.

    Это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.

    Это бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.

    Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.

    От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать надежный заслон распространению экстремизма.

    Террор - запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).

    В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.

    Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. За период 1990-1993 годы в России было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия. Вопрос: для чего?

    Начиная с 1992 года, в России широкое распространение получило такое явление, как заказные убийства неугодных лиц. Жертвами их стали и становятся журналисты, депутаты Государственной Думы, предприниматели, банкиры, мэры городов, коммерсанты…

    Происходящее поражает сознание, но вот парадокс: в начале третьего тысячелетия население России стало привыкать к сообщениям об очередных заказных убийствах, перестрелках на улицах городов.

    Учитель. В чем же сущность терроризма?

    Словари определяют понятие “терроризм” как насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнение международных отношений, политических и экономических вымогательств у государств. Это систематическое применение или угроза применения насилия против мирных жителей как шантаж существующих органов власти для достижения определенных политических, социальных или экономических целей.

    Типы современного терроризма

    Терроризм это сознательное использование нелегитимного насилия (чаще всего с заведомой ориентацией на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой – то группы, стремящейся тем самым достичь определенных целей заведомо недостижимых легитимным способом.

    Идеологический терроризм. Наличие двух лагерей (власть и недовольные ей революционеры - террористы). Например: русские народники, французские анархисты, германские консерваторы, большевики, фашисты, теракты неофашистов в Италии в конце 70-х, Красные Бригады и Красная Армия в ФРГ и т.д.

    Этнический терроризм. Этнические меньшинства рассматривают терроризм, как единственный путь заявить о своих требованиях в условиях, когда полноправное политическое участие в определении своей судьбы иным способом невозможно. Этнотерроризм может иметь расовый характер. Самые яркие примеры: сицилийские сепаратисты, ирландцы, курды, карабахские армяне и чеченцы.

    Религиозный терроризм . Выступают религиозные меньшинства или активный авангард, познавший враждебное влияние властей. Основа принижения «неверных», представителей иной религии. Самые крайние формулировки «избранные», «спасенные», «проклятые». Классические образцы такого терроризма – сионистский терроризм в Палестине и современный исламский терроризм.

    Криминальный терроризм . Чаще всего такой терроризм сопровождается требованием полуполитического характера. Например: предоставление средств передвижения для того, чтобы покинуть определенную зону, освобождение заключенных и так далее. Примеры: большевистские и анархические налетчики, и грабители, этнические мафии США (еврейская, сицилийская и китайская), взятие банков экстремистами и т.д.

    Индивидуальный террор . Это не одиночка – революционер, не одиночка – националист, не одиночка – религиозный фанатик, не одиночка – преступник, а человек в независимости его идеологической ориентации, наносящий вред обществу.

    Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.

    1999 год Москве взорваны два жилых дома. Погибли 200 человек.

      Пятигорск, Каспийск, Владикавказ, Буйнакс, Буденовск, Кизляр, Беслан, где пострадали многие и многие ни в чем не повинные граждане России.

      Октябрь 2002 – захват заложников в Москве – Театральный центр на Дубровке.

    Всплеск терроризма произошел в 2003 году. Среди наиболее масштабных и кровавых можно выделить:

      12 мая - взрыв у жилых домов в Надтеречном районе Чечни. Погибли 59 человек, 320 получили ранения;

      2004 год весь мир заставил содрогнуться новая серия терактов: одновременные взрывы двух пассажирских самолетов 24 августа с гибелью 90 человек.

      21 августа 2006 - взрыв на Черкизовском рынке в Москве. В результате взрыва погибли 14 человек, ранены 61 человек.

      17 августа - Теракт в Назрани (2009). 25 человек погибло и 136 получили ранения различной степени тяжести.

      29 марта 2010 года в 7:56 по московскому времени произошёл взрыв на станции метро «Лубянка», во втором (по другой версии в третьем) вагоне. Ещё один взрыв в 8:37 произошёл на станции «Парк Культуры». В результате терактов погиб 41 человек, 85 ранено.

      24 января 2011 в Москве в аэропорту Домодедово в 16:32 подорвал бомбу террорист-смертник. По данным Минздравсоцразвития РФ, 37 человек погибло, ранения разной степени тяжести получили 130 человек.

      31 октября 2015. Катастрофа A321 над Синайским полуостровом. В результате заложенной в самолёт бомбы потерпел крушение Airbus A321. Все 217 пассажиров и 7 членов экипажа погибли. Ответственность за теракт взяло на себя руководство «ИГИЛ».

    Разгул терроризма – сегодня не только российская, но уже и острейшая международная проблема. Об этом свидетельствуют многие факты, но особенно красноречивы взрыв в Нью-Йорке Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года, унесшего жизни 3,5 тысяч человек, объединенные в одну цепь взрывы 11 марта 2004 года в пригородных поездах в центре Мадрида (Испания), бесконечные теракты в Израиле, на Филлипинах, в других странах.

    Учитель. Как же не стать жертвой теракта? Об этом, об основных правилах поведения в условиях угрозы террористических актов.

    (Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно проведение терактов, Места массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.)

    Что такое гражданская бдительность? (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.))

    Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции.)

    Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).

    Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).

    Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей).

    Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить главное-цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать).

    РЕФЛЕКСИЯ.

    По итогам беседы учащимся выдаются карточки.

    “Закончи предложения, текст” Например:

    Карточка №1 “При террористических актах может…”

    Возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия ……………

    Карточка №2 “Если ты оказался в заложниках…”

    Помни:……………..

    Карточка №3 “Если вам поступили угрозы по телефону”

    Вы должны:…………………………………..

    Карточка №4 “Вы обнаружили подозрительный предмет”

    Ваши действия: …………………………..

    Карточка №5 “Если вы услышали выстрелы, находясь дома”

    Вам необходимо:

    Карточка № 6 “Если рядом прогремел взрыв”

    Ваши действия…………………

    Учитель. Какой вывод можно сделать из состоявшейся беседы?

    (Ответы учащихся)

    Таким образом, можно сделать вывод, что терроризм в России обусловлен общественными противоречиями. Они оказывают негативное влияние на все стороны общественной жизни страны. Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.

    Комитетом по молодежной политике 18 ноября 2013 года в зале управления образования была проведена лекция для учащихся районных школ по профилактике экстремизма и терроризма. На данное мероприятие были приглашены начальник МРО по Зеленчукскому и Урупскому районам УФСКН России по КЧР Чагаров Казбек Аскербиевич, заместитель муфтия Карачаево-Черкесской Республики Лайпанов Муратбий хаджи и председатель молодежной комиссии Южной Карачаево-Черкесской Благочинии отец Сергий.

    Школьников собрали для того, чтобы в очередной раз затронуть злободневную тему терроризма и призвать к бдительности и внимательности к посторонним людям и предметам. Начала лекцию специалист комитета, которая раскрыла сущность понятий терроризма и экстремизма, представила присутствующим наглядный материал: «Терроризм», «террористы», «экстремизм» – слова, которые практически ежедневно появляются в средствах массовой информации, порождая беспокойство и страх наших граждан за свое настоящее и будущее, за свои права и свободы, которые, гарантированны нам Конституцией Российской Федерации. Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие.

    Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализация и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.

    За последнее десятилетие крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, 9 мая, захват театра на Дубровке, во время представления “Норд-Ост”. Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1 города Беслана (Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их родители – всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка. 559 человек получили ранения. Это поистине страшные страницы нашей истории…

    Не малозначительной проблемой сегодня является и экстремизм, который затягивает все больше и больше молодых людей, а особенно в возрасте от 14 до 18 лет. Экстремисты радикально отрицают существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Нередко разрешенные массовые демонстрации протеста, перерастают в хулиганские действия и беспорядки, нападения на граждан и сопровождаются призывами к насилию - это уже противоправные действия, которые по степени общественной опасности могут быть квалифицированы как криминальные, преступные…»

    Затем лекцию продолжил заместитель муфтия КЧР Муратбий хаджи, затронув не менее актуальную тему ваххабизма, который из особого течения веры ислама сегодня превратился в средство насилия и убийств. В наше время ваххабизм - это течение политического экстремизма, прикры-вающееся исламом и склонное к вооруженной борьбе против всех, кто препятствует распространению ваххабитского учения и установлению его монопольного господства. Муратбий хаджи призвал присутствующих быть внимательными и не путать веру со злом, которое сегодня через религиозные догматы пропагандируют террористы для достижения своих личных целей.

    Председатель молодежной комиссии Южной Карачаево-Черкесской Благочинии отец Сергий, также пояснил присутствующим, что последнее время большинство терактов происходит именно под лозунгами «смерть ради спасения». Сегодня религию используют для зла, для уничтожения, для достижения хаоса в мире. Человечество забыло о принципах гуманизма, справедливости, доброты, забыло о сути веры.

    Завершал лекцию начальник МРО по Зеленчукскому и Урупскому районам Чагаров Казбек Аскербиевич, который рассказал о том, насколько тесно связан терроризм с наркобизнесом, как террористы при помощи наркотиков воздействуют на обычных людей, принуждая их совершать террористические акты, жертвуя в первую очередь собой и многими невинными людьми.