• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Загадочный Тибет, Таинственная Шамбала, Крыша Мира – каких только эпитетов не придумали путешественники и писатели, поэты и художники для Тибета.

    ООО «Чайна Лайн» приглашает Вас в путешествие, которое поможет Вам отличить правду от фантазии и немного приблизиться к разгадкам тайн Тибета.

    Свое путешествие мы начнем с Лхасы.

    Город Лхаса расположен в Тибете, это столица Тибетского Автономного Региона. Имеет более чем 1300-летнюю историю. Издавна является политическим, культурным и религиозным центром Тибета.

    Немного истории.

    В 615 году н.э. Сонгцэн Гампо - тридцать третий царь Ярлунгской династии Тибета в 13-летнем возрасте взошел на трон. До сих пор тибетцы с трепетом и уважением произносят его имя. Он впервые в истории Тибета объединил разрозненные племена. Во время его правления в Тибет активно проникает и развивается Буддизм. Им проведено множество реформ: финансовая, налоговая, военная. Введена система уголовных наказаний. Страна разделена на 6 административных частей, которые имели центральное подчинение. В результате его правления тибетское государство стало мощной, сильной и стабильной структурой.

    Тибетцы считают Сонгцэна Гампо воплощением бодхисатвы сострадания Авалокитешвары. (В настоящее время воплощением Авалокитешвары считается глава тибетского буддизма Его Святейшество Далай-лама XIV).

    Ввиду укрепления мощи Тибетского государства во времена правления Сонгцэна Гампо, соседские государства поспешили породниться с ним, тем самым отведя угрозу войны от своего народа. Мы расскажем вам о двух женах короля: Китайской принцессе Вэн Чэнь и Непальской принцессе Бхрикути. Обе принцессы являются важными фигурами в истории Тибета. Именно под их влиянием Сонгцэн Гампо принимает буддизм и делает все возможное для развития этой религии на Тибете.

    Слухи о красоте, обаянии, утонченных манерах и таланте китайской принцессы Вен Чень ходили не только среди Китая, но и в соседних государствах. Её руки добивались цари Персии и Индии. Но, благодаря мудрости своего советника, тибетский принц стал законным мужем принцессы. Итак, караван с молодой принцессой отбыл в Тибет. Поистине бесценные богатства везла с собой мудрая принцесса: не только золото и драгоценности, но семена злаковых, шелк, фарфор, книги, музыкальные инструменты, китайских ремесленников. И самый главный подарок - статую Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет - считается, что эта статуя была создана при жизни Будды Шакьямуни и освящена им. По древней легенде в самых труднопроходимых местах статуя Будды шла сама и часто в темные ночи освещала дорогу каравану.

    Картина Николая Константиновича Рериха «Дары китайской принцессы». На одной из повозок мы видим установленную статую Будды:

    Другая невеста тибетского принца Бхрикути Деви – дочь непальского царя Аншуриаруама – привезла в качестве приданого статую Будды Шакьямуни в возрасте 8 лет.

    Появление на Тибете двух уникальных статуй положило начало основанию города Лхасы (или Расы, как называют его тибетцы), что означает «святое место» - обители богов, и распространению и укреплению буддизма.

    Для привезенных статуй тут же начали строится Храмы..

    Для Будды Шакьямуни в возрасте 8 лет построили храм Джокханг (639-647 гг..). Этот храм стал резиденцией непальской принцессы, фасад его был обращен в сторону Непала – на запад.

    Для Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет был построен храм Рамоче. Строительством этого Храма руководила сама Вэнь Чень. Этот храм становится резиденцией Вэнь Чень и обращен на восток, в сторону Китая.

    На многих танках Сонгцен Гампо изображается царем на троне. На его голове золотой или оранжевый тюрбан с головой Будды Амитабхи. В руках Колесо Закона и цветок лотоса – символ чистоты в Буддизме. С правой стороны - непальская жена Бхрикути, с левой стороны - китайская жена Вэнь Чень. В храме Джокханг среди многочисленных статуй Будд, мы можем увидеть и статуи легендарного принца и его жен.

    Дворец Потала


    В своей книге Его Святейшество Далай-лама XIV «Моя страна и мой народ» так описывает Поталу: "Говорят, это одно из самых больших зданий в мире. Даже если ты живешь там в течение многих лет, все секреты этого здания узнать невозможно. Оно полностью покрывает верхнюю часть холма. Это целый город." Слово «Потала» на санскрите означает "мистическая гора". В начале это было просто место для медитация на красной горе. И только в XVII веке Далай Лама Пятый существенно расширил масштабы Поталы.

    Дворец расположен на высоте 3700 метров над уровнем моря, высота его составляет 115 метром, разделенных на 13 этажей. Месторасположение дворца считается самым высоким в мире. Общая площадь дворца более 130 000 кв.м. Точных данных о количестве комнат и залов во дворец нет. На сегодняшний день в Потале осталось несколько сот монахов, которые поддерживают работу всего комплекса. При беглом взгляде на Поталу, мы видим, что она поделена на красный и белый дворцы.

    В залах белого дворца расположены жилые помещения Далай-лам, залы красного дворца предназначены для проведения культовых мероприятий, аудиенций. Здесь расположены пагоды-ступы нескольких поколений Далай-лам. В связи с большим количеством посетителей, местные власти приняли решение ограничить вход в Поталу. В настоящее время ежедневно принимают только по 2300 человек. Не забудьте взять паспорт – входим во Дворец только по личным документам.

    Во многих помещениях и внутренних двориках дворца фотографировать категорически запрещено!




    Храм Джокханг (Дом Господа)


    Самый почитаемый Храм Тибета. Тысячи паломников посещают его ежедневно. В Храме хранится статуя Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет. Эта статуя была привезена китайской принцессой Вэнь Чень и изначально располагалась в Храме Рамоче. Но в результате гонений и угроз была перенесена в храм Джокханг, где находится и по сей день. Статуя сделана в натуральную величину, 1,5 м высотой из сплава драгоценных металлов с добавлением драгоценных камней. Сейчас статуя выглядит значительно полнее, так как постоянно покрывается новыми слоями золота. Паломники совершают так называемую «малую кору», простираясь вокруг храма Джоханг.


    До 11.30 вход в храм для туристов запрещен. В это время храм могут войти только паломники. С крыши Храма открывается шикарный вид на Лхасу и Дворец Потала. Многие росписи и статуи, находящиеся в храме были созданы в XVIII и XIX веках.


    На снимках верхняя площадка Храма.

    Известная улица Бакхор окружает монастырь Джокханг. Это не только действующий красивейший рынок, но и место откуда начал рости город.24 часа в сутки по улице Баргхор вокруг храма Джоканг ходят паломники, совершающие простирания. Многие приезжают из других провинций, чтобы совершить обряд поклонения святому месту и несколько дней подряд проводят здесь в молитвах и простираниях.


    Туристов в Тибете привлекает множество буддистских товаров. Здесь самый большой выбор. У вас будет замечательная возможность не спеша осмотреть все интересные вещи и купить незабываемый сувенир.

    Храм Рамоче

    Находится в северной части Лхасы. Был построен в середине VII века под руководством китайской принцессы Вэн Чень. Изначально был в китайском стиле, но в результате пожаров неоднократно перестраивался. Тепрь имеет черты типичного тибетского храма. В храме хранится позолоченная статуя Будды Шакьямуни в возрасте 8 лет. Подарок непальской принцессы. Храм является каноническим колледжем тибетской ветви Гелуг-па - «благой закон». С 16 века глава школы гелугпа стал носить титул Далай-ламы.

    Монастырь Сэра

    Монастырь Сэра – один из самых больших Лхасских монастырей – находится под горой Сэраузцы в северном предместье Лхасы. По одной версии название горы произошло от названия диких роз (по-тибетски «сэра»), растущих на горе. По другой версии «сэра» означает «град».

    Монастрь Сэра был построен учеником Цзонкабы Шакья-еши. В 1419 году Шакья-еши приступил к строительству монастыря.

    Первоначально были построены два помещения монашеских общин: Мецчжацан и Абачжацан. Позднее монастырь неоднократно расширялся. Сегодня он имеет павильон «Чокень», три общины: Мэйба, Цзеба и Аба, 30 низовых общин «канцунь». Хотя строился монастырь не по единому плану, но при его расширении соблюдался определенный порядок, так что в размещении строений ансамбля отсутствует хаотичность. Главному павильону «Чокень» отведено самое видное место, и не только потому, что он является самым большим строением монастыря, но и потому, что в нем сосредоточено монастырское правление. Павильон расположен в северо-восточной части ансамбля, имеет 4 этажа, перед входом разбита большая площадь, имеются зал для молитв и 5 помещений «лакан». Площадь павильона 2000 кв.м. Павильон предназначен, в частности, для поклонения Шакья-еши, чья статуя установлена здесь. В задней части павильона имеются три небольших зала святых, в зале, посвященном Будде Майтреи (Будда Цянма), на большой подставке у южной стены хранится экземпляр священного писания «Ганчжур». В зале лоханей, расположенном с западной стороны зала Майтреи, установлены глиняные скульптуры 16 лоханей. В фигурах этих лоханей явно просматривается скульптурный стиль минского периода, потому что трафареты для скульптур были привезены Шакья-еши из Китая. Балочные перекрытия павильона скреплены доугунами, кровля выполнена в традиционной форме крыш с изогнутыми кверху углами, на коньке крыши украшения: шкатулка с драгоценностями, жемчуг, священные птицы, с человеческим туловищем, буддистские стяги, фигурки мифических животных и пр.

    В монастыре Сэра хранится множество ценных культурно-исторических памятников, самым ценным является издание священного писания «Ганчжура», каждый футляр которого снабжен деревянной обложкой, покрытой красным лаком с золотым тисненым орнаментом. Это издание имеет письменное сопровождение, автором которым является китайский император Юнлэ. Это издание – шедевр печатного ремесла.

    Ежедневно по будням в 15-00 в монастыре устраиваются дебаты на религиозные темы. Эта традиция была положена еще Цзонкабой. Монахи изучают каноны ежедневно с раннего утра, а в 15-00 собираются на специально отведенной для этого площадке, чтобы экзаменовать друг друга. Разбиваются на группы в свободном порядке и задают товарищам вопросы, в ответах на которые уверены. Все это сопровождается яркими жестами: хлопки руками символизуруют вопрос. Молодые и взрослые монахи рьяно спорят на религиозные темы. Здесь можно фотографировать.


    Ежегодно в праздник кислого молока в монастыре Сэра вывешивают гигантскую танку Будды Майтреи (Будды Будущего), когда в монастыре Дрэпунг вывешивают самую большую в мире танку Будды Шакьямуни (Будды Настоящего). Бесчисленное количество паломников стекается, чтобы в короткие часы экспонирования танки зарядится благословением, исходящим от священной танки. Интересно, что праздник кислого молока часто выпадает на август, сезон дождей, но когда вывешивается танка, облака всегда рассеиваются и в этот день никогда не бывает дождя.


    Парк Норбулинка "Летний дворец" Далай Ламы


    Парк по-тибетски называется «линка». Так называют места густой растительности – рощи и луга, которые встречаются в окрестностях Лхасы, Шикадзе и других городов. Летом на досуге тибетцы любят устраивать пикники «голинка»: разбивают палатки, кушают, танцуют, поют. Есть и специально оборудованные парки, среди которых самым известным является парк Норбулинка.

    Парк Норбулинка находится в западном предместье Лхасы, в 2 километрах к западу от дворца Потала.

    Парк Норбулинка – это летняя резиденция Далай Лам, он занимает территорию 3600 тысяч квадратных метров! Начало его строительства относится к середине 18-го века, позднее он неоднократно расширялся.

    Как утверждают тибетские источники, на месте нынешнего парка Норбулинка когда-то был целебный источник. Далай Лама 7-й Гэсан Гялцо, отличавшийся слабым здоровьем, каждый год летом приезжал купаться в источнике. Так было положено начало строительству парка Норбулинка. Первым был построен дворец Лянтингун. Впоследствии, Далай Ламы еще не приступившие к своим управленческим обязанностям, стали временно жить в Норбулинке, проводя время в занятиях. Но и став главой духовенства и администрации Далай Ламы продолжали в летний сезон приезжать в Норбулинку. Так постепенно за парком Норбулинка утвердилось название «летнего дворца» Далай Лам.

    Парк Норбулинка делится на три части: преддворцовую, дворцовую и лесопарковую. Всего насчитывается 400 сооружений, следуя изменениям в рельефе можно разделить на 5 групп. На левой стороне от главного входа расположена группа строений, среди которых главным является Гэсан-почжан, кроме того есть Уяо-почжан, Кансулсылун и другие. Кансулсылун – двухэтажный, фасадом обращенный к востоку терем, первым бросается в глаза посетителю. Здесь для Далай Лам давали театральные представления: места для зрителей находятся на втором этаже, а сценой служит площадка перед теремом. И в наши дни в праздник Ходоин (праздник кислого молока) здесь устраиваются театральные представления.

    К северо-западу от Гэсан-почжан находится группа строений, главным из которых является Цоцзи-почжан (терем на воде). Здесь есть беседки над водой. Терема и дворцы. Главными сооружениями являются также Лукан (беседка Царя-дракона), Луканша (беседка Восточного царя-дракона), Суньцэн-почжан.

    В западной части находится группа строений, главным сооружением которой является Цзиньсэ-почжан, кроме того есть Гэсандэцзи, Цюйминьцюецзэ и другие. Эта группа сооружений была построена при Далай Ламе 13-м.

    К северу от Кансулсылун находятся павильон Шабудянлакан, помещение Гася и секретаря Далай Лам.

    К северу от Цонцзи-почжан находится дворец Даданьминцзю-почжан (Новый дворец), окруженный высокой стеной и фасадом обращенный к югу. Этот дворец был построен в 1956 году. Внешний вид дворца отвечает традициям тибетского зодчества: двухэтажное строение под плоской крышей. Однако внутри имеются все современные устройства: кабинеты, приемные для посетителей, комнаты ожидания, комнаты отдыха, туалеты, ванные, спальни, молельный зал и молельные комнаты, комнаты для тантрических упражнений и медитаций и так далее. Оформление интерьера и мебель отличаются пышностью в тибетском духе и в то же время носят современный характер. Можно сказать, что этот дворец являет собой образец современного дворцового зодчества. В молельной комнате на 2-м этаже во всю западную стену нарисована фреска, знакомящая с историей Тибета (всего 301 фрагмент). Начинается она с эпизода происхождения человека от обезьяны.

    Норбулинка – самый большой и самый высокорасположенный искусственный парк в мире, представляет собой крупный архитектурный ансамбль, где сочетаются воедино скульптура, садово-парковое искусство и зодчество, по праву считается сокровищницей знакомства с историей и культурой Тибета. Ныне в Норбулинке хранится 30 тысяч культурных памятников!

    В парке есть зоопарк, где представлены разные экзотические животные, подаренные Далай Ламе. Здесь растет множество видов растений, привезенных Далай Ламе в качестве подарков из других стран. Это очень приятное место для прогулок, благодаря обилию кислорода здесь дышится особенно легко, а ощущение старины погружает в состояние благоговейного созерцания.

    14 декабря 2001 года парк Норбулинка был внесен в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

    Монастырь Ганден

    Монастырь на горе Вангбур в 47 км от Лхасы в Тибете, один из самых крупных буддийских монастырей и знаменитый университет школы гелуг тибетского буддизма, а также место паломничества. Ранее Ганден был одним из трех государственных монастырей. Название Ганден (Тибетский перевод санскритского «Тушита») - легендарная обитель Будды Майтреи. Монастырь находится на высоте 4500 м.

    Монастырь Ганден был оcнован в 1409 году учениками Цонкапы. Цонкапа прибыл на место будущего монастыря с одним из своих учеников - Гендун Друбом (1391–1474), который посмертно был признан Первым Далай-ламой. Гендун Друб поручил двум другим ученикам руководить строительством, и основные здания монастыря были возведены за год. Позже Ганден, который был поделен на два колледжа - Шарце и Жангце - превратился в огромный монастырский комплекс, в котором проходило обучение до четырех тысяч монахов. Монастырь был практически полностью разрушен в годы «культурной революции» (1966–1968), но потом был восстановлен. В монастыре сейчас более 200 монахов. Находясь в удалении от Лхасы, Ганден менее популярен среди туристов и паломников, чем Сера и Дрепунг, однако исторически именно в монастыре Ганден находились руководители администрации и политические лидеры школы гелуг.




    Монастырь Дрэпунг

    Монастырь находится в 8 км к западу от Лхасы на горе Гэньупэйцзы в западном предместье Лхасы. Это самый большой монастырь Тибета, занимает территорию в 200 тыс. кв. м., число лам и монахов в нем порой превышало 10 тыс. Это самый большой монастырь Тибета, служивший «альма-матер» для Далай Лам. Вместе с монастырями Сэра и Гандан он составляет знаменитую тройку больших монастырей Лхасы. Монастырь построен в 14 веке на пожертвования богатых семей и землевладельцев. Монастырь хранит богатейшую коллекцию исторических реликвий, художественных произведений и манускриптов.

    Территория монастыря занимает 200 тысяч квадратных метров, это фактически целый город строений, возведенных в разное время, между которыми пролегают улицы и переулки.

    Монастырь Дрэпунг был построен учеником Цзонкабы (основателя буддистского направления гелугба) Цяньянцюнзе в 1416 году.

    В монастырский ансамбль входят большой павильон Чокень, 4 монашеских общежития, 50 с лишним низовых организаций монахов «канцунь» и несколько сот стоявших еще ниже монашеских организаций «мицунь». Большой павильон Чокень назвается также Залом для чтения сутр. Это центр важных мероприятий. Он находится примерно в центре ансамбля, имеет длину 50 метров, в ширину 36 метров, высоту в 4 этажа, занимает площадь 4500 квадратных метров. Перед павильоном каменными плитами выложена обширная площадь размером 2000 квадратных метров. На 2-м этаже павильона во дворце Ганчжура выставлены два ценнейших издания Большого тибетского канона. Кроме того, выставленно издание «Ганчжура», выполненное золотыми чернилами в средние века.

    Музей Тибета


    Музей Тибета находится на юго-востоке парка Норбулинка. Это первый в Тибете музей, оснащенный современным оборудованием и занимающий огромную площадь в 53959 квадратных метров. Это колоссальный, богато убранный музей с ярко выраженным традиционно-архитектурным стилем Тибетского народа, живописно воспроизводит особенности современной архитектуры в гармонии с искусством.

    В музее собрано огромное количество ценнейших экспонатов, среди которых особым внимание пользуются предметы культуры доисторического периода, издания на тибетском языке написанные вручную, древнейшие танки (иконы в тибетском стиле), музыкальные инструменты, культовые принадлежности, предметы прикладного искусства с ярко выраженным национальным колоритом, керамические изделия причудливых форм и так далее.

    Здесь Вы познакомитесь с историей тибетского народа, уходящей в глубокие века с богатой и изящной культурой и искусством. Большинство из экспонатов уникальны, и их нигде больше не встретить.

    Общий вид музея снаружи очень красив: ухоженные газоны, пышные деревья, везде приложена рука умельца. На территории музея есть площадка для проведения тибетских праздничных мероприятий, здесь также находятся салоны чисто тибетского национального стиля, магазины с сувенирами и предметами прикладного искусства, где Вы сможете выбрать тибетские ковры, танки (иконы), украшения из тибетских камней, в том числе из небесных жемчужин, коралла, бирюзы и многое другое.

    Вход в музей бесплатный.

    Янбанцзин (Янгбанджинский геотермальный район)

    Находится в уезде Дамшунг. Лежит в высокогорном котловане. В Янбанцзине (Янгпачен) оборудованы баня и плавательный бассейн на высоте 4200 м. Вода источников излечивает от желудочной, почечной, кожной болезней, артрита, паралича конечностей и прочих недугов. Круглый год горячие источники подают на поверхность воду температурой 70 градусов, отчего над котлованом стоит пар. Прежние горы особенно грандиозным был фонтанирующий гейзер, достигающий в высоту не менее 100 метров, его клокотание было слышно за 5 км. На фоне снежного пика Нъэнчентангла и зеленых лугов бьющий белый столб воды и пара производил сильное впечатление. Теперь на его место стоит геотермальная электро станция.



    Ягнбаджинский геотермальный район находится в уезде Дамшунг, у южного подножья горы Нъэнчентанглха в 90 км к северо-западу от города Лхаса. Рядом с ним проходит Цинхай-Тибетская автодорога и железная дорога.

    Янгбаджинский геотермальный район является одним из крупных используемых геотермальных районов мира. В Китае этот район был первым районом хозяйственного использования геотермальной энергии. Годовое количество выделяемой энергии в Янгбаджинском районе равняется энергии 4.7 млн. тонн условного топлива. На подземном тепле работает Янгбаджинская геотермальная электростанция - самая мощная в Китае и Тибете. Еще до строительства Ямджоюмцоской насосной электростанции Янгбаджинская геотермальная электростанция снабжала Лхасу и окрестности электроэнергией. К концу 2000 года на Янгбаджинской элекростанции было смонтировано 8 энерговырабатывающих блоков мощностью 25 тысяч квт. 30% электроэнергии лхасской электросети вырабатывается здесь!




    В недалеком будущем вода будет использоваться для отопления домов, обогревания теплиц и рыборазводящих прудов.

    К востоку от Янгбаджинского геотермального района лежит самое большое в Китае и Тибете горячее озеро площадью 7300 кв метров. В селе Цюйцай области Нинчжун имеется группа кипучих источников, температура воды достигает 125,5 градуса. В 1998 году здесь был построен оздоровительный центр.



    Источники Ягпанчен находятся в 2 часах езды от Лхасы, по пути на Священное озеро Нам-цхо. Мы рекомендуем планировать поездку на озеро с ночевкой в конце тура по Тибету (из соображений акклиматизации в первую очередь), и после ночевки на озере по пути обратно в Лхасу делать остановку на горячих источниках. Все думают, искупаемся и поедем, но поверьте, Вам не захочется покидать бассейн. После тяжелого физически путешествия по Тибету, окунуться в расслабляющую горячую ванну, под открытым небом, под тибетскую музыку, с видом на ледники могущественных северных гор Неньчинтангула.

    Вход в источники 30 юаней, еще 98 юаней стоит купание в бассейнах. Сейчас под открытым небом работает уже два бассейна! Людей здесь не много. Местные предпочитают купаться зимой, когда они свободны от домашних и рабочих дел. Кроме того, считается, что в холодное время года концентрация полезных веществ в воде источника максимально высока.

    На источниках есть отель, укомплектованный «примерно» под три звезды, то есть отель без звезд, но вполне сносный. Есть ресторан китайской кухни. Мини-бар у бассейнов. Недалеко от источника есть тибетские буддистские монастыри: монастырь Янгпачен, монастырь Цурпху и другие.

    Священное озеро Нам-цхо (Наму-цхо)


    Озеро Нам-цхо одно из четырех священных озер Тибета. Ежегодно устраиваются ритуалы поклонения озеру, на которые стекаются многочисленные верующие из Тибета, Цинхая, Ганьсу, Сычуани и Юньнани. В год овцы по тибетскому календарю во время праздника поклонения озерам, паломники со всех сторон приходят к озеру Нам-цхо и пешком обходят его. На эту церемонию уходит 20-30 дней.



    Озеро Нам-цхо – одно из двух самых больших озер Тибета, самое высокогорное из крупных озер мира, которое находится на высоте 4718 метров над уровнем моря. По-тибетски «Наму-цхо» означает «Небесное озеро». Самое большое минерализованное озеро в Тибете. Протяженность его с востока на запад 72 км, ширина озера с севера на юг достигает 30 км, общая площадь 1940 кв км. Озеро находится в горном районе в 60 км от северо-западной части города Дамшунг на границе с районом Нагчу. Это третье по величине озеро в Китае.


    Озеро Нам-цхо питается за счет таящих снегов и льда красивейшего хребта Нъэнчентангла. В окрестностях озера раскинулись луга с сочной травой – лучшие в Северном Тибете природные пастбища. Здесь водятся многочисленные виды диких животных, в том числе редкие виды. В середине озера есть 5 небольших островов, кроме того имеется 5 полуостровов. Самым большим является полуостров Джаси площадью 10 квадратных километров.

    На полуострове есть монастырь Джаси, карстовые гроты, каменная роща, «мост» карстового происхождения, наскальные рисунки и другие достопримечательности.


    Монастырь Цзурпу

    Монастырь Чубу (Цзурпу) находится к северо-западу от Лхасы, в верхнем течении реки Чубу, в 70 километрах от Лхасы, на высоте 4300 метров над уровнем моря.

    Монастырь Чубу был возведен 80-летним Дусученбой в 1187 году! В 1147 году в местечке Карма Дусученба построил монастыь, его назвали «кармапа»,отсюда и пошло название религиозного направления Карма Кагью. Дусученба был основателем порядка наследования титулов Живых Будд перевоплощенцами, он скончался в 1193 году, в возрасте 84 лет. Кармабаси, титулованный лама течения Карма Кагью, перед смертью сделал завещание, в котором требовал, чтобы члены его религиозного течения непременно нашли мальчика, в которого перевоплотится он сам, и сделали его своим наследником. Приверженцы Кармабаси строго выполнили завещания ламы и нашли подходящего по описанию мальчика-первоплощенца. Так был заложен порядок наследования духовных титулов путем реинкарнации, он сохраняется и до сих пор.

    В монастырский ансамбль входят молельный зал, павильон со статуями святых, павильон по охране закона, резиденция титулованных будд и помещения для лам и монахов, площадка для чтения канонов. В монастыре насчитывается 300 монахов. Самым важным памятником в монастыре Чубу является стела с надписью на древнетибетском письме, водруженная в первой половине 9 века перед главным павильоном монастыря, она представляет собой большую ценность для изучения религии, истории, политики и экономики во времена царства Туфань. Высота ее 2,5 метра, ширина 0,5 метра.

    Ежегодно в канун нового года по тибетскому календарю в монастыре Цурпху (Чубу) проходит большой праздник. Ритуальные танцы в честь Махакалы - Защитника Дхармы (Учения Будды). Танцы начинаются утром, как только встает солнце, обогревая холодную тибетскую землю.

    Монастырь Цурпху - не часто посещаемое место среди туристов в Тибете. А зря. Здесь часто проводятся религиозные праздники и открытые службы, на которых можно присутствовать.

    Река Лхаса (Гьи-чу)

    Длина реки 450 км, площадь бассейна 26 000 кв.км. Берет начало на юго-восточных склонах хребта Ньенченг –Тангла на высоте более 5 000 м, является левым притоком реки Ялунцангпо (Брахмапутры). В июле тибетцы празднуют праздник Омовения или Праздник золотой звезды. Он традиционно проводится в Лхасе, начиная с 27 дня седьмого лунного месяца, и длится одну неделю. В это время почитаемая как священная планета Венера появляется на небосводе и своим светом очищает воды рек и озер. Считается, что вода в этот праздник может излечить от болезней, смыть с человека накопившиеся страсти, зло и жадность. В этот день тибетцы совершают купания и омовения в водоемах.

    Королевская гора лекарств и гора медицинского Будды

    Когда-то здесь находился институт тибетской медицины, именуемый «королевским храмом лекарств», поэтому эта гора и носит такое название. По-тибетски это место называют лайбочжи, что переводится как «горный угол». Это место находтся к Западу от Дворца Потала, на высоте 3700 м. Над уровнем моря. Самое хорошее место для съемок Дворца. С восточной стороны горы находится старинный, необычного вида пещерный храм, внутри которого стоят статуи Сронцзангампо, принцесс Вэнчэн и Тшисунг, а также верных им чиновников – Тонбми-Санподжа и Лудунцзань. За горой находится известная Лхасская стена 10 тысяч Будд. А вокруг проживают ремесленники, вырезающие на камнях ритуальные надписи.

    Храм богатства

    Небольшой по площади храм богатства привлекает множество паломников. Здесь тибетцы приносят в жертву Божеству Богатства масло яка, тибетскую ячменную водку и шарфы Хадак. Просят божество о достатке в доме, об успехе в делах и т.д. С крыши храма открывается красивый вид на Лхасу.


    Пещерно-монастырский комплекс Драк Йерпа

    Уникальный по красоте и энергетическому воздействию пещерный комплекс Драк Йерпа, находится в 35 км от Лхасы на высоте 4885 метров над уровнем моря. Монастырь Драк Йерпа был основан в 12 веке, на месте пещерного комплекса, сохранившегося и поныне.


    Именно здесь в свое время проводили годы в медитации известнейшие учителя Тибета - Гуру Ринпоче (Падмасамбава) и Атиша, сюда же удалялся для медитаций самый значимый царь Тибета - Сронгзенгампо. Здесь в пещерах Драй Йерпы царю в медитации пришло видение, что он должен будет на горных козлах везти землю из Драк Йерпы в Лхасу, чтобы засыпать болото и основать на его месте храм Джоканг. Сронцзангампо так и сделал, в память об этом в в той пещере, где состоялось видение, на полу изображены капли козлиного молока.


    Монастырь Драк Йерпа был летней резиденцией тантрического колледжа Гъюто. Драк Йерпа частично пострадал во времена культурной революции, но основные павильоны сохранились. В настоящее время здесь постоянно проживает около 15-ти монахов. Для буддистов это одно из самых святых мест паломничества.
    Драк Йерпу называют «воротником» (тем самым подчеркивается его высокое положение) среди гелугпинских монастырей Тибета, почитающих культ Будды Майтреи. Это один из трех важнейших монастырей, где установлены самые ценные статуи Будды Будущего (Драк Йерпа, Дрэпунг, Ташилумпо). Поэтому очень важно посещать Драк Йерпу, если Вы хотите совершить паломничество по местам силы Тибета и помолиться за скорейший приход Будды Майтреи.
    Майтрея, «Любящий», Аджита, «Непобедимый», - такие имена даны ему верующими. Буддисты верят, что Майтрея появится на Земле, достигнет полного просветления и будет учить чистой Дхарме. Культ Будды Майтреи имеет древнюю традицию и особенно развит в Центральной Азии и Гималаях, где в Его честь сооружено множество статуй, которые воздвигались уже за 350 лет до н. э. Будда Майтрея сейчас пребывает на Небесах Тушита в ожидании, пока не настанет время, благоприятное для Спасения.
    Явление Майтреи совпадёт со становлением новой школы, превосходящей учение Будды Гаутамы. Предсказано, что Майтрея достигнет просветления за семь дней благодаря подготовке в течение многих его жизней. Приход Майтреи характеризуется следующим природным явлением: океаны уменьшатся в размерах, чтобы Майтрея мог их без труда пересекать. Кроме того, людям откроется истинная Дхарма, чтобы можно было создать новый мир. Среди явлений, должных предвещать появление последнего Будды, перечисляются также: прекращение смерти, войн, голода, болезней и вход в новое общество терпимости и любви.
    Имя Будда Майтрея означает «Тот, кто есть любовь». Майтрейя является Буддой будущего мирового периода. Его учение – это путь безграничной любви и сострадания.
    Посетив пещерный комплекс Драк Йерпа непременно поднимитесь в главный храмовый павильон, чтобы увидеть одну из трех важнейших тибетских статуй Будды Майтреи. Помолившись у подножия, Вы можете трижды пройти кору вокруг статуи (обход по часовой стрелке), задержитесь за статуей, это очень сильное место в монастыре! После коры Вы можете подняться на второй этаж павильона, чтобы рассмотреть статую сверху.

    Материал из Энциклопедия буддизма

    Джоканг

    Монастырь Джоканг ("Дом Господа") является самым священным местом Тибета, ежедневно привлекающим толпы простирающихся тибетских паломников и любопытных туристов. В монастыре проводится ежегодный фестиваль Великой молитвы, а также все обряды посвящения Далай-ламы и Панчен-ламы. Джоканг - самый древний и знаменитый буддийский храм-монастырь в столице Тибета - Лхасе, имеющий 1,5 -тысячелетнюю историю. Сейчас он принадлежит традиции Гелуг .

    Согласно легенде, принцесса Бхрикути подбирала место для строительства храма с помощью геомантии (фэншуй). Но все построенные ею http://allcastle.info/temple " >храмы разрушались. Тогда, после многих неудачных попыток построить его в округе, она обратились к царю Вэнь Чэн за помощью. Тот сказал, что храм следует построить в центре озера, где обитала демоница. Но сначала, чтобы обезвредить демоницу и пригвоздить ее к земле, необходимо заполнить и выровнять озеро почвой гор, привезенной с помощью тысячи коз. Построенное сооружение назвали Ра-Са-Впрул-Снанг ("ра"- коза, "са" - земля), чтобы увековечить память тех коз.

    Правдива ли эта легенда или нет, но http://allcastle.info/monastery " >монастырь принес буддизм в Тибет и стал неотъемлемой частью тибетской истории и культуры. Вокруг него вырос город Ра-Са, с течением времени известный как Лхаса, святая земля.

    История

    Джоканг был построен предположительно в 639 - 647 гг. н.э. первым правителем - дхармараджей Тибетской империи - Сронцзангамбо для небольшой бронзовой статуи Джово Микьо Дордже , изображающей Будду Шакьямуни в возрасте 8 лет. Статуя была привезена в Тибет в качестве приданого непальской принцессой Бхрикути, ставшей женой тибетского царя. Джоканг был резиденцией непальской принцессы. Фасадом он был обращен на запад - в сторону Непала, чтобы принцесса, вспоминая родной дом, могла смотреть в его строну.
    Одновременно был построен храм Рамоче для статуи Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет, называемой Джово Шакьямуни , или Джово Ринпоче ("Драгоценный Господин"), привезенной китайской женой Вань-чен.


    Рамоче (Малый Джоканг) был резиденцией этой китайской принцессы. Он строился воротами на восток, обращенным в сторону Китая, в честь прибытия в Тибет китайской невесты царя. Браки с принцессами Непала и китайской империи Тан скрепляли дипломатические отношения этих стран и Тибета.

    Предположительно после смерти Сонгцэнгампо китайская принцесса, из-за военной угрозы со стороны империи Тан, спрятала статую Джово Шакьямуни в секретной комнате храма Джоканг. Впоследствии статую открыла и поместила в центральной алтарной комнате принцесса Джинченг около 710 г. Эта статуя остается в Джоканге по сей день, являясь самой почитаемой статуей Будды во всем Тибете.
    Джово Шакьямуни - древнейшая и единственная в своем роде статуя. Считается, что она создана при жизни Будды Шакьямуни и была освящена им самим.
    Статуя сделана в натуральную величину, 1, 5 метра высотой, из сплава драгоценных металлов с добавлением драгоценных камней. Сейчас она выглядит полнее, чем изначальный образ 12-летнего Шакьямуни, потому что статую время от времени покрывают новыми слоями золота.
    По преданиям, она появилась в Капилавасту во время юности Будды и, впоследствии была подарена китайскому императору царем Магадхи. В письменных источниках она начинает упоминаться, начиная со времен правления тибетского царя Сонгцэнгампо, когда китайская принцесса привезла Джово Ринпоче в Тибет в качестве приданого.
    Панкратов, Борис Иванович на обсуждении книги Л.Н. Гумилева "Старобурятская живопись" в Музее антропологии и этнографии (МАЭ) прокомментировал: "В Лхасе известны два храма, построенных царем Сронцзангампо, в главном из них - "Чудесного сияния" - была поставлена статуя, приподнесенная непальской принцессой. В XV веке ее убрали, заменили китайской. Позже храм пришел в запустение, там поселились нищие. Замечательный ученый XV века Цонкапа в 1408 уже пользовался уважением и свое утверждение начал с реформ обрядовой стороны буддизма. Он изгнал нищих из храма: велел за городом приготовить обед на всех, когда все ушли туда, запер храм. В 1409 он ввел новшество: позолотил обе статуи, надел на них короны, мантии, украсил драгоценностями. Обе статуи, выделенные Цонкапой, стали пользоваться особым почитанием".
    Путешественники, прибывшие в Лхасу, первым делом посещают Джоканг. Он расположен в центре Лхасы, до него легко добраться пешком. Храм открыт для туристов с 9.00 до 20.00. С открытой крыши монастыря открывается прекрасный вид на Лхасу и дворец Потала.
    Паломники совершают его ритуальный обход (кора) Джоканга, а затем направляются в главный зал храма к древней статуе.
    Сегодня площадь храмово-монастырского комплекса составляет 25 тысяч кв.м. Основные постройки VII века были реконструированы в XVII веке во время правления Далай-ламы V.
    Большинство росписей и статуй, которые сейчас можно увидеть в храме, были созданы в XVIII и XIX веках.

    В Джоканге находятся знаменитые изваяния Авалокитешвары , Падмасамхавы , принесшего в Тибет тантрический буддизм. В этом же храме расположены три статуи - Царя Сронцзангамбо и двух его знаменитых жен, Вэнь-чен и Бхрикути, которые способствовали проникновению буддизма в Страну Снегов.
    На стенах главного храма есть множество самопроявленных изображений, которые покрываются золотом.
    Здесь также хранится большая коллекция металлических статуй (порядка 800), а также тысячи тханок (свитковая живопись). Однако все они не выставлены на всеобщее обозрение, а находятся вдали от глаз посетителей, в надежно охраняемых хранилищах комплекса. Многие из них сделаны в Северной Индии (Кашмире), Тибете и Китае, и являются древними и редкими, датируются VII-IX вв. и представляют огромную историческую ценность.
    В настоящее время Джоканг является охраняемым объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
    Среди тибетцев Джоканг часто именуют Цуглакханг, теперь это имя носит храм и резиденция Его Святейшества Далай ламы XIV в г. Дхарамсала (Индия).

    Как добраться, контакты

    Адрес: Тибет,Barkhor Street, Chengguan District

    Телефон: +(86 891) 632 31 29

    Монастырь Джоканг открыт с 11.30 до 17.30 (с 8.00 до 11.30 монастырь открыт только для верующих).

    Литература

    Обсуждение книги Л.Н. Гумилева "Старобурятская живопись" в Музее антропологии и этнографии (МАЭ) Ленинградhttp://gumilevica.kulichki.net/matter/Article23.htm " target="_self" > здесь

    Тибет и все, что с ним связано, всегда был окружен мистикой и загадками: тибетские монахи и их суперспособности, тибетская медицина…Те чудеса, которые о них рассказывают, столетиями будоражили умы обывателей в надежде разгадать и познать эту тайну. Говорят, что в Тибет не ездят, в Тибет принимают приглашение. Что не каждый желающий, который хочет туда попасть, может это сделать и реализовать. Не знаю. Но в моем случае именно так и получилось. Возможно, просто совпадение. Я очень люблю путешествовать, но о Тибете почему-то никогда не думала. Мало того, ничего о нем не знала. На тот момент в моем багаже путешественника было уже несколько серьезных поездок: по Африке, в Австралию и в Аргентину. Но тема Тибета была для меня настолько далекой и малоизученной, что я даже не смотрела в его сторону. Должна сказать, что в Тибет я попала в самый сложный период своей жизни, когда все, что выстраивалось годами, было разрушено до основания практически по всем направлениям. И вот однажды, придя в спортивный клуб в сквернейшем настроении, и встав на свою любимую беговую дорожку, ко мне подошел Дмитрий (тот самый, с которым мы потом совершили не одно увлекательное путешествие) и предложил составить ему компанию в поездке по Тибету, т. к. он не мог найти себе компаньона. Предложение оказалось очень неожиданным, но мне нужна была на тот момент сильная встряска, поэтому решение через 5 минут мной было уже принято. Вот так я и оказалась в Тибете.

    И вот, месяц спустя, я уже разглядываю очертания Катманду, сидя в самолете, который совершает посадку в столице Непала.

    2


    Причем здесь Непал спросите вы? В Тибет удобнее ехать из Катманду, т.к для этого не требуется получения китайской визы. Разрешение на посещение Тибета в Китае получить гораздо сложнее, чем в Непале. При этом необходимо будет оформить двукратную непальскую визу, чтобы затем без проблем вернуться обратно в Катманду. Разрешение на посещение Тибета оформляется туристическим агентством в Катманду за один день. Никаких отметок в паспорт при этом не ставится. Разрешение состоит из двух листочков, один из которых отбирают на въезде в аэропорту Лхасы, а второй — на выезде. В нашем случае выезд с территории Тибета был осуществлен через паспортный контроль в Жангму-Кодари, т. к. нам предстояло от Лхасы 4 дня передвигаться на автомобиле до границы с Непалом. Т. к. китайские пограничники не понимают или делают вид, что не понимают никакого языка кроме родного, то я вам настоятельно рекомендую хранить листочки с разрешением на посещение Тибета как зеницу ока.

    Три дня мы провели в Катманду, знакомясь с его достопримечательностями.

    5


    И вот мы уже дрейфуем на небесном лайнере, увлекаемые тибетскими тайнами и мистикой. Перелет из Катманду до Лхасы длится чуть меньше часа. Тибетское нагорье со всех сторон окружено высочайшими в мире горными хребтами — 6-7 тыс. метров и выше: Гималаи — на юге, Каракорум — на западе, Куньлунь — на севере.

    13


    За время полета, если вам повезет с погодными условиями, можно насладиться не только пейзажами Гималаев, но и аскетичной красотой тибетского плато, которое с воздуха представляет собой желто-коричневую холмистую местность, местами разрезанную руслами рек, без малейшего намека на какую-либо растительность.

    13


    Аэропорт Лхасы удален от города на расстояние 62 км. В радиусе 30 км от аэропорта уже высятся горы высотой 5 000- 6 000 метров. Учитывая, что сама Лхаса находится на высоте 3 490 метров над уровнем моря, пяти-шести тысячники просматриваются в округе невооруженным глазом.

    2


    Сам аэропорт довольно просторный, из-за чего производит впечатление абсолютного пустого. Быстро пройдя таможенный и пограничный контроль, мы поспешили к выходу, где нас ожидал гид, которому предстояло сопровождать нас всю поездку по Тибету. Молодой парень, тибетец, из своих 25 лет, четырнадцать проучился и проработал в Индии. Повязав на шею приветственные белые шарфики, мы поспешили в Лхасу, до которой дорога занимала по времени около часа. Кстати, подношение белого шарфа в качестве приветствия является распространенной традицией в Тибете. Белый цвет символизирует чистоту.

    Пожалуй, здесь самое время упомянуть о горной болезни (ОГБ), или как ее еще называют высотная болезнь. Возникает ОГБ при подъеме в высокогорные районы с разряженным воздухом. Основные симптомы горняшки, описываемые в разных источниках, — это головная боль, тошнота, головокружение и чувство утомления. Одним из основных факторов, влияющих на тяжесть протекания болезни, является скорость, с которой люди поднимаются на высоту. И этот фактор был учтен нами при принятии решения лететь в Тибет именно через Непал. Катманду расположен на высоте 1 300 метров над уровнем моря, так что 3 дня, которые мы провели в городе, стали для нас неплохой подготовкой перед Лхасой. Надо сказать, что мы абсолютно по-разному ощущали с Димой горную болезнь. Я перенесла ее значительно легче по ряду причин. Как оказалось, женщины гораздо легче мужчин переносят гипоксию. Мое легкоатлетическое прошлое стало мне в этом деле тоже хорошим подспорьем. И как это не абсурдно звучит, но рост тоже сыграл свою роль. Высокорослые люди, к коим относится и Дмитрий с ростом 1,92, переносят горную болезнь гораздо сложнее. Если я пару дней просто подтормаживала, чувствуя это по своим замедленным реакциям, то Дима несколько раз прикладывался к баллону с кислородом, который он предусмотрительно взял с собой. Так что, решение прилететь сначала в Катманду, а потом уже в Лхасу было абсолютно правильным.

    При первом беглом знакомстве Ласа, как ее называют тибетцы, выглядит достаточно современно: то здесь, то там над городом возвышаются многоэтажные дома; широкие асфальтированные улицы, вдоль которых расположены большие магазины и ресторанчики. Такси и велорикши являются основным средством передвижения для туристов. Фото из интернета

    2


    Наш отель «Shongbala», неплохие три звезды, располагался в непосредственной близости от Тибетского квартала. Окна гостиничного номера выходили на одну из главных достопримечательностей города улицу Баркхор. Очень колоритное и, пожалуй, самое самобытное место в Лхасе.

    3


    Именно здесь ты начинаешь ощущать, что все-таки ты в Тибете. Узкие переулочки с двух-трех этажными побеленными известковыми домами, завешенными покрывалами, которые заменяют двери, небольшие забегаловки и бильярдные. Как объяснил нам гид, бильярд — это игра, правила который здесь понятны всем. Поэтому бильярдных в Лхасе предостаточно.

    Протяженностью около 2 км, улица Баркхор проходит вокруг монастыря Джоканг, одного из самых почитаемых храмов в Тибете.

    2


    Баркхор означает по-тибески «круг по часовой стрелке». То паломничество, которое совершают тибетцы к монастырю Джоканг, обескураживает и впечатляет. Т. к. монастырь Джоканг не контролируется никакой определенной религией, то привлекает к себе паломников всех школ тибетского буддизма, включая и последователей Бонпо (коренной религии Тибета).

    2


    Спускающиеся с окрестных гор паломники, стекаются сюда, чтобы совершить кору — ритуальный священный обход вокруг монастыря. Длина Баркор-коры составляет около километра и проходит по часовой стрелке вокруг храма. Это действо притягивает к себе взоры как магнит. Особенно сильное впечатление на меня произвели простирания. Молящиеся опускаются на колени и припадают лицом к земле, при этом руки выбрасываются вперед. Затем вновь группируют свое тело и заново простираются. Итак, раз 100, не меньше, произнося постоянно при этом молитвы. Теперь представьте, что простирания одновременно делают не меньше сотни паломников. При том, что одни закончив, отправляются в очередной километровый путь вокруг Джоканга, чтобы затем сделать еще порцию простираний, тогда как другие занимают освободившиеся места. Зрелище, скажу я вам, очень необычное для европейского туриста. Как утверждают источники, подобная практика считается одной из самых почитаемых в духовном развитии и самосовершенствовании на пути раскрепощения собственно «эго».

    Здание монастыря Джоканг четырехэтажное.

    2


    С крыши храма открываются красивые виды на окрестности.

    4


    Монастырь Джоканг был построен в 7 веке и является самым древним строением Лхасы. Его главное сокровище — Будда Шакьямуни в возрасте 12 лет выполнен в виде золотой статуи, украшенной драгоценными камнями. Находясь в монастыре, трудно поверить, что во время китайской культурной революции (1966—1976 гг.) часть храма использовалась в качестве свинарника. Радует то, что эти времена остались в прошлом. К сожалению, мы не фотографировали храмы и монастыри Тибета внутри, т. к. за каждый сделанный снимок нужно платить не менее 20 юаней. Впрочем, в каждом монастыре свои таксы за фотографии святынь.

    5


    Одной из ярких особенностей многих тибетских монастырей, и Джоканг не исключение, является ритуал подношение огня в форме масляных ламп. Т. к. поток людей, желающих сделать данный вид подношения, огромен, то в Тибете изобрели свой особенный способ. В тибетских монастырях зажигают одну большую лампаду, а все желающие просто подливают туда масло. Выглядит это как огромный чан с топленным маслом, запах которого распространяется по всему помещению. Запах топленного масла у меня прочно ассоциируется с воспоминаниями из детства, когда я беззаботно проводила летние каникулы у бабушки в деревне. Тем неожиданнее для меня было встретить запах детства здесь, в Тибете. Тибетцы приносят растопленное масло в монастырь в термосе и добавляют его в каждую лампаду.

    Понаблюдав с огромным интересом за тибетскими ритуалами, мы отправились в бывшую резиденцию Далай-ламы — дворец Потала.

    12


    Здание на выступе скалы, с бесчисленным количеством окон, в центре Лхасы является самым высоким древним дворцом мира. Возвышаясь над городом, Потала производит сильное впечатление, конечно. Первоначально построенный в 7 веке, дворец был деревянным. Но неудачно попавшая молния спровоцировала пожар, в результате чего дворец сгорел до тла. Эти страсти случились в 8 веке. То, что мы видим сегодня, было воссоздано уже в 17 веке под руководством Далай-ламы V. Когда Далай-лама V умер, правители не осмелились сообщить народу о его смерти, боясь, что люди взбунтуются, и строительство дворца не будет закончено. Десять лет довольно успешно удавалось скрывать сей факт, пока не завершилось основное строительство дворца.

    5


    Выполняя многочисленные функции, в первую очередь, дворец был местом жительства Далай-ламы и его окружения, вплоть до 1959 года (вторжения Китая в Тибет). Комплекс состоит из Красного дворца (Потранг Марпо) и Белого дворца (Потранг Карпо).

    4


    На сегодняшний день Потала является музеем. Для посещения туристов открыта совсем малая часть дворца. По установленным правилам на посещение комплекса отводится не больше часа. Мы продвигались неспешно, стараясь внимательно разглядеть все на своем пути, и уложились в 40 минут. Фотографировать внутри дворца строго запрещено даже за деньги. Множество комнат, в том числе часовни и библиотеки, украшены фресками и картинами. Никакого баснословного убранства и великолепия. Очень скромные интерьеры. Пожалуй, наибольший интерес представляют усыпальницы Далай-лам, оформленные с помощью золота и драгоценных камней. В общем-то, и все.

    Так получилось, что после поездки в Тибет с разницей в месяц я побывала в Соборе Святого Петра, крупнейшей христианской церкви в мире. Противопоставление двух святынь таких разных религиозных течений произошло у меня как то непроизвольно. Рассматривая и любуясь великолепием католического собора, в моей голове всплыли картинки недавно виденной аскетичной Поталы и других монастырей Тибета…Не вдаваясь в рассуждения о сути различий между этими двумя религиями, внешний облик и внутреннее убранство их главных храмов очень четко показывает суть этих самых различий.

    Недалеко от Поталы расположена летняя резиденция Далай-ламы — дворец и парк Норбулинка.

    3


    Когда заходит речь о садах Норбулинка, практически все источники обязательно упоминают о том, что сады являются крупнейшими рукотворными садами в Тибете. И дело здесь даже не в рукотворности. На мой взгляд, само явление «сад» для Тибета — это уже чудо. Данную тему я более подробно разовью, когда буду описывать наш трафик по безжизненному тибетскому плоскогорью. В общем-то, название «дворец» в данном случае является собирательным, т. к. постройки в комплексе Норбулинка на «дворец» никак не тянут.

    2


    Этих самых «дворцов» по парку Норбулинка раскидано немало, т. к. каждый из Далай-лам считал делом чести возвести свою собственную летнюю резиденцию.

    2


    Долгое время европейцы называли Тибет «страной снегов и тайн», для многих он был не реальным местом на земле, а загадочным и таинственным мифом. Нашим знаниям о прошлом Тибета мы обязаны отважным путешественникам разных национальностей, которые, невзирая на опасности, бесстрашно отправлялись в эти труднодоступные районы Центральной Азии.

    Опасности были не мифическими, а самыми настоящими, ведь правительство Тибета под страхом суровых наказаний запрещало пересекать границу страны чужестранцам, особенно европейцам - «несшим на священную землю скверну». Кара ожидала и тех, кто оказывал помощь пришельцам. Многие путешественники, проделав трудный путь, вынуждены были поворачивать обратно, так и не достигнув заветного Тибета.

    В 1881 году сюда сумел попасть индиец Сарат Чандра Дас, которому оказал помощь первый министр панчен-ламы. Только через год, когда Чандра Дас благополучно отбыл на родину, тибетское правительство узнало об этом случае. Но кара была устрашающей: министр был публично бит палками, а затем умерщвлен с запретом перерождаться в дальнейшем. Его родные и близкие были осуждены на пожизненное заключение, а все их имущество было конфисковано.

    Эта далекая и таинственная страна, расположенная среди высоких горных хребтов, в условиях сурового и чрезвычайно сухого климата, в речных долинах, укрытых от леденящих ветров и пыльных бурь, была населена людьми еще в глубокой древности. В VII веке правитель Намри из Ярлунгской династии объединил разрозненные территории Тибета под своей властью, а его сын Сронцзан Гампо стал достойным продолжателем дела отца.

    Он создал административную систему управления страной, провел земельную реформу, а также принял участие в разработке письменности и грамматики тибетского языка. Многие события в истории Тибета впоследствии были связаны с приходом сюда буддийских монахов и знакомством тибетцев с учением Будды. Произошло это как раз во времена правления Сронцзан Гампо и при его заинтересованном участии. Процарствовав шесть лет в древней столице Тибета, он потом перебрался севернее, в местечко Раса, где начал возводить новую столицу - город Лхаса.

    Существует предание, что до 640 года вся Лхаса была озером, в котором обитал священный дракон. В этом году Сронцзан Гампо, поддавшись уговорам своей непальской жены, решил построить буддистский храм. Вместе с ней он пошел к озеру и бросил в него кольцо, чтобы найти счастливое место для храма. Кольцо попало на середину озера, откуда тотчас выдвинулся священный чортен. После этого Сронцзан Гампо и его народ наполнили озеро камнями, и на этом водном основании явилась Лхаса. В память о священном драконе в главном храме Лхасы установлена часовенка, рядом с которой расположена большая каменная плита. Плита эта служит преградой, замыкающей ключи озера: во второй месяц каждого года камень поднимают с таинственными ритуалами, при этом слышится страшный вой ветра. Дракону бросают драгоценные приношения, чтобы он не рассердился и не поднял воды, которые проглотят город.

    Джуконг («Дом господина») - самый большой и самый священный храм Тибета. Это древнее святилище Сронцзан Гампо возвел, чтобы поместить в него буддийские святыни, привезенные в Лхасу двумя его женами - из Китая и Непала. Как бесценную реликвию хранят в монастыре маленькую печурку, сложенную при участии самой китайской принцессы Вэнь Чэн.

    Святилище Будды так тесно окружают дома, что издали его рассмотреть невозможно. Ноги паломников, приходящих к нему уже многие века, проделали глубокие желобки в каменных плитах, которые ведут к храму. Их еще более углубили головы и руки преклоняющихся богомольцев. Бесконечные преклонения они совершали и перед закрытой дверью: бросаясь ниц на пол во весь рост, пилигримы поднимаются и снова падают в течение нескольких часов. Чтобы защитить руки от трения о камень, паломники надевают на кисти деревянные башмаки с подошвами, утыканными гвоздями и с маленькой подковкой.

    Во время больших праздников огромная масса паломников змеей обтекает высокий тополь у западной стены, который, по преданию, вырос из волоса Будды. Пилигримы целуют белую кору священного дерева и кланяются каменной плите, воздвигнутой рядом в IX веке в память о победе над войском китайского императора.

    На площади перед храмом стоят большие медные котлы для чая - 270 сантиметров в диаметре и около метра в глубину. В новогодний праздник в них заваривается чай для тысяч монахов, когда к храму приходит далай-лама со своей свитой. В прежние времена китайские императоры ежегодно присылали тибетским ламам сотни тонн чая в качестве субсидии.

    Джуконг - это трехэтажный дом-колодезь под четырьмя золотыми китайскими крышами. Перед его огромными воротами высится гора из рогов баранов и яков, а над ней развеваются разноцветные флаги. Все этажи храма разделены на множество комнат, в которых в свете горящих фитилей блестят металлические статуи. Здесь собраны все будды, бодисатвы и охранители, в которых только верят тибетцы.

    Главная святыня Джуконга - это статуя Будды Сакьямуни, изображающая его в 16-летнем возрасте, когда он был еще юным царевичем у себя в доме в Капилаватсу.

    Статуя сидящего Будды размером приблизительно с человека. Он сидит у восточной стены храма на троне под балдахином, а перед ним на низком и длинном столике день и ночь горят золотые светильники с топленым маслом.

    Легенда гласит, что статую эту отлил скульптор Васвакарма, которого бог Индра вдохновил сделать сплав из пяти «драгоценных веществ» (золота, серебра, цинка, железа и меди) и пяти «драгоценностей неба» (алмаза, рубина, ляпис-лазури, изумруда, индронила). Статую Будды изготовили в Магаде еще при жизни Великого Учителя, а потом ее из Индии доставили в столицу Китая. Когда Сронцзан Гампо женился на китайской принцессе, то статуя в качестве ее приданого была привезена в Тибет.

    Впоследствии Цзонхава, основоположник одного из направлений буддизма, украсил статую бриллиантами и диадемой из кованого золота и драгоценных камней. Паломники целуют статую в колени, и Будда одаривает их своей необыкновенной улыбкой. Тени и отблески от горящих светильников пробегают по его бесстрастному лицу, и тогда кажется, что Будда оживает под своим балдахином, поддерживаемым сине-зелеными колоннами.

    Здесь же установлен и трон Цзонхавы - возле большого небесного камня, который он нашел в одной из пещер. На камне стоял колокольчик с большим рубином в ручке, но на эту реликвию, которая принадлежала Маудгалье - главному ученику Будды, разрешается только смотреть. Лишь высшие ламы могут звонить в него.

    В Джуконге хранится и священная золотая ваза, упакованная в специально сшитые для нее парчовые чехлы. Ее прислал в храм около 200 лет назад китайский император Цянь Лун, и используется она только в качестве урны для голосования при избрании нового далай-ламы. В вазу опускают пять пластинок из слоновой кости с написанными на них именами мальчиков, которые родились в день смерти старого далай-ламы. Из этих мальчиков выбирают нового духовного правителя Тибета, так как именно в одного из них перевоплощается дух умершего далай-ламы. Особо избранные ламы после семидневного поста вытаскивают одну из пластинок, и один из мальчиков получает высокое назначение.

    В храме хранится и чудесная «громовая стрела» Дордже, нечто вроде немого колокольчика, который своим беззвучным заклинанием касается головы пилигримов. Раз в год Дордже по случаю новогодних праздников на несколько дней присылают в монастырь Сэра - «Обиталище Великой колесницы».

    Монастыри в Тибете - это целые города, спускающиеся со склонов гор каскадом белых каменных зданий. Сэра был основан в 1417—1419 годы в пяти километрах к северо-востоку от Лхасы - на ровной каменистой пустоши у подножия горы Гжябри, которая почему-то называлась «Местностью диких роз». В давние времена, как гласит старинная легенда, монастырь, как оградой, был окружен зарослями диких роз - сэра, отсюда и его название.

    Главная святыня Сэры - статуя одиннадцатиликого бодисатвы Авалокитешвары, божества сострадания и милосердия. Авалокитешвара никогда не умирает, хотя иногда, огорченный беззакониями мира, удаляется в далекий Западный рай - Сукавати.

    Авалокитешвара сходит в мир со священного лотоса, чтобы уничтожить людские страдания. Он отказывается превращаться в Будду до тех пор, пока все люди на Земле не станут на путь высшего познания, избавляющий их от страданий.

    Священные книги говорят, что великий бодисатва, «обладая могущественным знанием, замечает создания, осажденные многими сотнями бед и огорченные многими печалями. Потому он и является спасителем мира, людей и богов». Недаром на ступнях и ладонях Авалокитешвары изображены глаза, открытые к страданиям мира.

    Авалокитешвара изображен с одиннадцатью головами, в напоминание о том, что он, потрясенный жестокими страданиями людей, так горько плакал от жалости к ним, что голова его раскололась на десять частей. Тогда бодисатва собрал осколки и сделал из них новые головы, присоединив к ним и собственную.

    Легенда рассказывает, что одиннадцатиликая скульптура божества была получена йогиней Балмо, которая и спрятала ее в пещере в окрестностях Сэры. Много времени спустя в этом месте пас стада коз пастух. Увидев, что одна из них вошла в пещеру и исчезла, пастух бросил ей вслед камень, который, влетев в отверстие пещеры, звонко ударился обо что-то.

    Этим «что-то» и оказалась блистающая золотом статуя, которая заговорила человеческим голосом. Испуганный пастух бросился к настоятелю монастыря и рассказал обо всем случившемся. Статую извлекли из пещеры и перенесли в один из монастырских храмов, где уже находилась еще одна счастливо обретенная реликвия: жезл-пурбу индийского волшебника Дарчарвы.

    Эти святыни привлекали в монастырь много паломников, но жезл можно было видеть лишь один раз в году. В сопровождении торжественной свиты настоятель Сэры вез его в Лхасу в драгоценной шкатулке, установленной на спине лошади. Там он прикладывал священную реликвию сначала к голове далай-ламы, а потом к головам избранных знатных людей. Только после возвращения из Лхасы жезл-пурбу могли видеть все желающие. В этот день его держал в руках настоятель храма, сидящий на высоком драгоценном троне, облаченный в одежды далай-ламы. Лишь в этот день, всего раз в году, настоятель получал право надеть такие одежды.

    Славу монастыря Сэра составляют и ритоды - уединенные кельи отшельников, высеченные в скалах близ монастыря. В этих ритодах они проходили три степени святости, которые определялись лишь временем добровольного затворничества. С того момента, как закрывалась дверь кельи, отшельник оставался в полной темноте в течение всего избранного срока испытания. В силу данного обета он не должен был выглядывать наружу и впускать в келью свет. Даже передаваемую ему пищу отшельник принимал в перчатке, чтобы лучи солнца даже случайно не коснулись его тела. На время испытания отшельник брал с собой четки с бусинами из человеческих костей, трубку из берцовой кости человека и чашу из черепа.

    Позднее почитатели, ученики и последователи аскетов-отшельников превратили некоторые бывшие уединенные ритоды в роскошные дворцы и загородные поместья. Наиболее известным в конце XIX века был ритод «Пабон-ха», принадлежавший далай-ламе. Над пещерой, в которой когда-то жил один из первых буддийских отшельников, пришедших в Тибет, был выстроен двухэтажный дворец. «Пабон-ха» пользовался у паломников особым почитанием и уважением. Сюда приходили, чтобы 3333 раза совершить обход вокруг ритода, на что требовалось от 10 до 15 дней.

    Рядом с монастырем находится и еще одна древняя святыня - большая каменная глыба, по преданию, сама прилетевшая из Индии. На этом камне, согласно обычаю, расчленяли трупы умерших, а потом оставляли их на съедение грифам. Камень считался священным, и потому каждый тибетец желал, чтобы его похоронили именно таким способом.

    Монастырь Гумбун, чье полное название Гумбун Чжамба-дин («Мир Майтреи со ста тысячами изображений»), находится в провинции Амдэ - на северо-востоке Тибета. Он стоит на склонах глубокого оврага, по дну которого когда-то струились чистые воды небольшой речушки. Теперь дно поросло диким луком, и овраг этот так и зовут - «Падь дикого лука». Здесь в 1357 году родился выдающийся деятель тибетского буддизма Цзонхава, основатель нового направления - «пути добродетели», известного также под названием «учение желтошапочников».

    Там, где из перерезанной пуповины на землю упали капли крови Цзонхавы, стал расти чудесный цан-дан - ароматическое сандаловое дерево. На коре его появлялись тибетские буквы-символы, а на листьях - изображения буддийских божеств (Львиноголосого, Ямантаки, Махакалы и др.).

    Над этим деревом впоследствии был воздвигнут чортен - ритуальное куполообразное сооружение. Согласно легенде, родители Цзонхавы на склоне лет сильно тосковали о сыне, посвятившем себя монашеству. Наконец мать его, которую звали Шиндза, не выдержала и написала сыну письмо с просьбой о встрече. Цзонхава ответил отказом, предложив матери построить чортен над чудесным деревом цан-дан, поместив туда 100 000 изображений Будды Майтреи.

    Мать так и сделала: выстроила чортен, от которого «была большая польза для всех живущих существ». По буддийским понятиям, тысячи Будд, имеющих особую кармическую связь с нашим миром, приняли решение поочередно воплощаться на Земле, чтобы нести всем живым существам Свет Учения. Человечество существует миллионы лет и будет существовать еще миллионы. Каждый раз, когда Свет Учения будет гаснуть, а люди погружаться во тьму неведения, в мир будет являться новый Будда, чтобы вновь осветить им путь. Будда Сакьямуни является четвертым в этой цепи, пятым будет Майтрея - Будда грядущего мирового периода, имя которого означает «Связанный с любовью». Появление Майтреи принесет всем истинно верующим буддистам долгие, счастливые годы жизни, не омраченные страданием и печалью. Таким образом будет развеяна и печаль матери.

    Со временем возле этого чортена поселились монахи, число которых быстро увеличивалось - по мере распространения славы о чудесном дереве и воздвигнутом над ним чортене. Впоследствии чортен облицевали плитами кованого серебра и возвели над ним обширное здание с позолоченной крышей. В нише чортена покоится золотое изображение Цзонхавы, под которым на мраморной ступеньке установлены маленькие чортены с прахом лам и постоянно горящие светильники.

    У самого входа в храм растет высокое сандаловое дерево: рассказывают, что у него один корень с тем священным деревом, которое находится теперь внутри чортена. От семян священного цан-дана, занесенных на дно оврага, уже выросла целая роща. Листья с этих деревьев, растущих среди дикого лука, монахи собирают и тщательно высушивают. Они обладают целебными свойствами, поэтому их охотно покупают многочисленные паломники, заваривают их и пьют настой - верное средство от многих болезней (особенно незаменимы листья при трудных родах).

    В монастыре Гумбун есть четыре дацана - богословский, медицинский и два мистических (дийнхор и джюд). Здание мистического факультета джюд, основанного в 1649 году, расположилось у самого обрыва. Здесь хранится много чудесных реликвий, о которых паломники вслух не говорят, а только почтительно шепчутся.

    С именем Цзонхавы связан и монастырь Галдан, полное название которого - Брог-ри-галдан-намбарчжял-бий-лин («Уединенное горное, вполне радостное обиталище полного победоносца»). Монастырь был выстроен на южном склоне горы Брог-ри, и место для этой обители выбирал сам Цзонхава. Он убедился, что в этом месте присутствуют все благоприятные признаки как земли, так и неба, и основал монастырь Галдан. Соборный храм с престолом Цзонхавы находился как раз рядом с домом, где жил и скончался этот выдающийся буддийский деятель. Древнее предание повествует, что собравшиеся вокруг усопшего ученики горько плакали и в отчаянии восклицали: «Учитель, где ты?». И вдруг на стене комнаты появился образ Цзонхавы и раздался голос: «Я - здесь». Рассказывают, что многочисленные паломники видели эту святыню еще в конце XIX века.

    Преданность и любовь учеников к своему учителю были столь велики, что они решили не сжигать его тело. В сидячем положении оно было заключено в ковчег из сандалового дерева и помещено в реликварий чортена, сделанного из серебра и украшенного различными драгоценными камнями. Позже реликварий облицевали листами кованого золота, а над ним воздвигли величественное здание.

    Многих паломников привлекает в монастырь Галдан и еще одна реликвия, связанная с именем Цзонхавы. Это часть черепа его матери, оправленная в золото наподобие чаши-габалы. Подобные сосуды не были редкостью в средневековом Тибете, но данная чаша, по преданию, обладала чудесными свойствами. Зерна риса, находившиеся в ней, никогда не кончались, хотя их во множестве раздавали паломникам как средство, исцеляющее от многих болезней.

    Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

    Сегодня мы хотим вам рассказать о главной достопримечательности не только Лхасы – главного тибетского города, но и всего Тибета.Имя этой святыне – Джоканг.

    Статья унесет вас на другую сторону света и на сотни лет назад. Из нее вы узнаете, что такое Джоканг, где он находится, что интересного в себе таит, какая удивительная история скрывается за его стенами. Вперед, в наше очередное виртуальное путешествие!

    Что за место

    Каждый, кто приезжает в Лхасу, в первую очередь стремится попасть в монастырь Джоканг, известный среди жителей города также как Цуклаканг. Именно поэтому здесь всегда так много народу: монахи, местные буддисты, паломники Тибета, шедшие сюда пешком в течение нескольких дней, любопытные интуристы и просто неравнодушные к буддийской культуре люди.

    Название монастыря можно перевести как «жилище Господа». Он находится на главной площади города Баркхор. Джоканг, относящийся к тибетскому направлению , с каждым годом растет, и сейчас общая площадь храмового комплекса насчитывает 25 тысяч квадратных метров.

    Это самый древний лхасский монастырь. Сегодня он по праву входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Его главная достопримечательность – статуя Джово Будда, на которой запечатлен Учитель в полный рост в возрасте двенадцати лет.

    Внешний вид храма впечатляет: четыре этажа, изящная крыша, покрытая позолотой и подвальное помещение, где священным огнем сияет тысяча лампадок. Каждый, кто приходит сюда, совершает подношения в виде , масла для лампад, делает простирания перед центральным входом.

    Обход территории верующие совершают по определенному маршруту – это так называемый «кор ». Посетители проходят несколько кругов по часовой стрелке, при этом крутя попадающиеся на всем пути .

    Тут происходили и происходят все обряды посвящения главных лам мира: сменяющих друг друга Далай-лам и Панчен-лам. Также здесь ежегодно, обычно на Новый год, происходит красочное празднество – Великая молитва, когда сотни буддистов собираются и вместе совершают уникальные обряды.


    Большое количество посетителей привлекло сюда торговцев, владельцев ресторанов, сувенирных лавок. Поэтому в Джоканге можно не только познакомиться с основами буддийской философии, но и прикоснуться к впечатляющей тибетской культуре, попробовать местную кухню и увезти с собой частичку Тибета.

    История

    История храма Джоканг берет свое начало в 639 году нашей эры благодаря тибетскому правителю по имени Сонгцен Гамбо. Философия буддизма увлекла его, и он за свою жизнь сделал многое, чтобы распространить ее на своих владения, где на протяжении многих столетий господствовала древняя религия бон.

    Однажды, занимаясь медитацией, Гамбо воспарил над землей и увидел, что очертания Тибета похожи на тело демоницы, лежащей на спине. Чтобы ее укротить, нужно было построить по всей территории страны буддийские храмы.

    Между тем у царя было две жены: красавица из Китая Вэньчэн и непалка Бхрикути. Они были непростыми девушками.


    Царь Гампо и его жены

    Во-первых, обе они были из благородных знатных семей, родство с которыми помогло Тибету укрепить связь с Поднебесной и Непалом. Во-вторых, они обладали неплохим приданым, в числе которого у Вэньчэн было изваяние двендцатилетнего Шакьямуни – Джово Будда, а у Бхрикути – статуя Учителя, когда он был восьмилетним мальчиком – Джово Микьо Дордже. И, в-третьих, они были умными принцессами и обладали знаниями в области строительства, а также фэн-шуй.

    Вэньчэн выяснила, что сердце дьяволицы находится прямо на месте озера Охтанг, поэтому необходимо было его осушить, чтобы построить на этом месте монастырь.

    Есть легенда, что землю, которой собирались засыпать озеро, привозили на козах. Чтобы почтить их старания, местность назвали Раса-Трул-Снанг. При этом слог «ра» переводится как «коза», «са» – «земля», «трул-снанг» – «волшебное видение». Но и это еще не все: раньше Лхаса называлась «Раса» – «козлиная земля». Позже она получила свое привычное название и стала «божественной землей».

    Наконец в 647 году удалось сравнять с землей озеро и закончить строительство Джоканга. Рядом был возведен Малый Джоканг – Рамоче, где стала обитать китаянка Вэньчэн, а также хранилась привезенная ею статуя Джово Будда.

    Всего было построено двенадцать храмов: они образовывали три круга, по четыре сооружения на каждую сторону света. Первый круг удерживал корпус дьяволицы,который приходился на территорию Лхасы. Следующий круг держал коленные и локтевые сгибы, а третий – конечности.

    Первозданный облик Джоканга времен царя Гамбо не менялся почти тысячелетие, пока в 17-м веке к власти не пришел Далай-лама V. При нем некоторые постройки были отреставрированы или сооружены заново. Тогда же храм наполнился множеством изваяний, барельефов, настенной живописью, сохранившейся до наших дней.

    Не лучшие времена Джоканг переживал в 60-70-е годы прошлого столетия, когда в Китае разбушевалась культурная революция. Тогда в стенах святыни организовали свинарник, а с другой стороны – казармы для китайских военных. После окончания революции монастырь, к счастью, восстановили.


    Архитектура и культурные ценности

    Внешний облик Джоканга неоднократно менялся. Строительством комплекса руководила вторая жена тибетского царя – непальская принцесса Бхрикути. Тогда архитектура Джоканга вобрала в себя разные стили: наследие Тибета, Китая, Индии, Непала с явным преобладанием неварских мотивов. Благодаря подобному попурри лхасский монастырь можно назвать поистине уникальным в своем роде.

    По задумке девушки главное здание должно было состоять из трех ярусов. Но при ее жизни этому не суждено было случиться – супруга Сонгцена Гамбо скончалась, когда храм был двухэтажным.

    Впрочем, третий этаж позже все-таки достроили. А за ним – четвертый. Именно таким выглядит монастырь сегодня.

    Главной духовной драгоценностью комплекса можно назвать изваяние Джово Будда, где изображен двенадцатилетний принц из рода Шакьев в натуральную величину – высотой около полутора метров.

    Говорят, статуя способна исполнять желания, стоит лишь преклониться перед ней и коснуться головой стоп .

    Скульптура находится в основном здании – Тсамканг Ума. Она щедро украшена драгоценными камнями, покрыта позолотой.


    Сейчас Будда, изображенный на статуе, выглядит более полным, чем в действительности – это связано тем, что скульптуру за все время покрывали не одним слоем позолоченного напыления.

    Рядом с Джово Буддой устроился «отец» Джоканга – принц Гамбо вместе с двумя известными спутницами – не сам, конечно, а в виде статуи. Кроме того, по всей территории можно увидеть священные изваяния божеств, будд, . Главными из них можно назвать скульптуры Падмасамбхавы, Палден Лхамо с ликом лягушки, Будды Будущего и Авалокитешвары, которого в буддизме очень почитают как будду сострадания.

    Здесь также поражает огромное количество:

    • росписей;
    • шедевров деревянного зодчества в виде многочисленных колонн и дверей;
    • изображений, которые проявились сами собой.

    Вместе онистали невероятным наследием тибетской буддистской мысли.


    Полезная информация

    Джоканг находится в самом центре Лхасы, поэтому дойти до него легко пешком по прибытии в священный город. Лучшая панорама – на весь центр города с его , в том числе на дворец Потала – открывается с крыши, которая открыта для посетителей.

    Комплекс работает с 8 утра до 8 вечера. Но нужно учесть, что с 8 до 11.30 здесь проходит служба, поэтому вход разрешен только буддистам. Лучшим временем для посещения, по признанию многих, является вечер, когда можно спрятаться от палящего солнца, храм утопает в предзакатных лучах, а вокруг обволакивают волшебные вибрации доносящихся отовсюду мантр.

    Заключение

    Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Хочется верить, что вам понравилось наше увлекательное приключение в буддийский мир спокойствия и равновесия. Пусть все ваши путешествия сбудутся!

    Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, если хотите узнать еще больше о восточной культуре. До встречи!