• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком, - это его желудок. Достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил . Если этого слишком мало, тогда: треть [желудка] - для пищи, треть - для питья и треть - для дыхания» .

    Исключение возможно в отдельных случаях. Например, когда человек гостит у другого. Однажды Абу Хурайра, находясь рядом с Пророком, выпил очень много молока и воскликнул: «Больше нет места [выпить еще]!». Сподвижники Пророка ели порой досыта в его присутствии и он (да благословит его Всевышний и приветствует) не упрекал их .

    Ученые говорили: «Наихудшее для желудка - это прием пищи поверх той, что еще не переварилась».

    Постоянное переедание крайне пагубно как для души человека, так и для его тела. Допускающие такого рода излишества люди пассивны, ленивы и более склонны к грехам и проступкам.

    Интересное дополнение к теме. Однажды к пророку Мухаммаду пришел в гости человек неверующий. Посланник Божий приказал домашним подоить козу. Гость выпил надоенного молока и не насытился. Подоили еще одну, а он опять не насытился. И так продолжалось до тех пор, пока этот человек не выпил столько молока, сколько надоили с семерых коз. Гость переночевал и наутро [к удивлению многих] стал верующим [в корне изменившись и преобразившись]. На завтрак ему принесли молока, надоенного с одной козы. Он выпил. Затем принесли еще, но гость не смог допить. [Все поразились, а] Пророк пояснил: «Верующий (му’мин) ест за одного человека, а неверующий - за семерых» .

    Правильное питание - залог здоровья, силы и красоты человека . Однако многие из нас подвержены вредным привычкам и легкомысленно относятся к питанию, недопонимая огромное значение этого фактора человеческого существования. Одни считают, что рациональное питание определяется только количеством продуктов, другие просто полагаются на свой аппетит, забывая при этом, что пища является не только источником энергии, но и важнейшим строительным материалом для формирования сложных структур организма.

    Образ жизни большинства наших современников характеризуется высокими нервно-психическими нагрузками в сочетании с малой физической активностью. Вот почему избыточное высококалорийное питание может нанести непоправимый вред организму, приводя к нарушению обмена веществ, развитию атеросклероза и других «заболеваний века».

    Рациональное питание - это своевременное снабжение организма пищей, содержащей жизненно важные питательные вещества в оптимальных количествах, с учетом характера труда человека и его индивидуальных особенностей: возраста, пола, роста, веса и т. п.

    Употребление пищи в строго определенное время очень важно потому, что вырабатывается условный рефлекс в деятельности пищеварительных желез желудка. Пища, попадая в желудок, уже «приготовившийся» к ее перевариванию, значительно лучше усваивается. Если же человек не ест вовремя, то выделившийся желудочный сок, находясь в пустом желудке, неблагоприятно влияет на его слизистую оболочку.

    В развитии многих заболеваний, в том числе и желудочно-кишечных, не последняя роль принадлежит именно нарушениям режима питания.

    Особенно вредно много есть на ночь. Переполненный желудок давит на диафрагму, нарушая функцию дыхания и работу сердца.

    На основании экспериментальных исследований и многолетних наблюдений врачей рекомендуется трех- или четырехразовое питание в течение суток. Количество пищи и выбор блюд для каждой трапезы зависят от возраста, характера трудовой деятельности, а также от того, в какое время суток человек работает. Если работа протекает в первой половине дня, то калорийность питания распределяется следующим образом: первый завтрак - 25–30%; второй завтрак - 10–15%; обед - 40–45%; ужин - 25–10%.

    По разным причинам, но большинство людей все же питаются только три раза в день. В любом случае распределять пищу нужно, следуя правилу: сытный завтрак, плотный обед и легкий ужин. Не рекомендуется есть на ночь острые мясные блюда, пить кофе, какао, крепкий чай и т. п. Перед сном полезно выпить стакан кефира.

    Природа дала человеку способность к естественному самоконтролю в еде. Это выражается чувством насыщения и наполнения желудка. Но никогда не следует есть до явного перенасыщения, при котором возникает ощущение тяжести «под ложечкой».

    Ожирение

    Одно из часто встречаемых последствий нерационального питания - ожирение. Ожирение входит в число наиболее серьезных проблем, решаемых здравоохранением развитых государств.

    Что такое ожирение?

    Ожирение представляет собой избыточное отложение жира в организме. Оно может проявляться как самостоятельное заболевание или синдром, развивающийся при некоторых заболеваниях. В последнем случае с излечением или компенсацией основного заболевания устраняется и ожирение.

    Люди, страдающие ожирением, подвержены целому ряду тяжелых недугов. Известно, что гипертоническая болезнь развивается у больных ожирением в 2–3 раза чаще, а ишемическая болезнь сердца, стенокардия - в 3–4 раза чаще, чем у людей с нормальной массой тела. Практически все заболевания, включая грипп, острые респираторно-вирусные инфекции, воспаление легких, протекают у больных ожирением более тяжело, требуют более длительного лечения и чаще сопровождаются осложнениями.

    Как определить, есть ли у вас ожирение?

    С помощью специальных приборов можно точно измерить количество жира в организме. Обычно в качестве показателя берут процентное содержание жира от общей массы тела.

    Один из методов оценки количества жира разработан американскими врачами Р. Шмидтом и Г. Тевсом в 1895 г. С помощью инструмента, называемого калипер, измеряют толщину кожных складок в четырех анатомических областях тела. Затем обрабатывают полученные данные и получают процентный показатель содержания жира в организме.

    Определив количество жира в организме, можно воспользоваться таблицами и узнать, есть ли у вас ожирение.

    Какова основная причина развития ожирения?

    Основной причиной ожирения и у взрослых, и у детей является переедание . Хроническое переедание ведет к нарушениям в работе центра аппетита в головном мозге, и нормальное количество съеденной пищи уже не может подавить в нужной степени чувство голода. Избыточная, лишняя пища утилизируется организмом и откладывается «про запас» в жировое депо, что ведет к увеличению количества жира в организме, то есть к развитию ожирения. Однако причин, заставляющих человека переедать, очень много. Например, сильное волнение может снизить чувствительность центра насыщения в головном мозге, и человек начинает незаметно для себя съедать больше пищи. Аналогичная ситуация может быть следствием целого ряда психоэмоциональных факторов, таких как чувство одиночества, тревоги, тоски; этому также подвержены люди, страдающие неврозом типа неврастении. В таких случаях еда как бы заменяет положительные эмоции. Многие плотно едят перед сном, сидя у телевизора, что также способствует развитию ожирения.

    Кроме того, в развитии склонности к перееданию и, как следствие этого, ожирения, чрезвычайно большое значение имеет вид и запах пищи: красиво приготовленная, одним своим видом вызывающая аппетит, ароматная пища заставляет человека, преодолевая чувство сытости, продолжать есть.

    Существенное значение в развитии ожирения имеет возраст, именно поэтому даже выделяют особый тип ожирения - возрастной. Этот тип ожирения связан с возрастным нарушением деятельности целого ряда специальных центров головного мозга, в том числе и центра голода и насыщения. Для подавления чувства голода с возрастом требуется бо льшее количество пищи, поэтому незаметно для себя многие люди с годами начинают есть больше, переедать. Кроме того, важную роль в развитии возрастного ожирения играет снижение функции щитовидной железы, которая вырабатывает гормоны, участвующие в обмене веществ.

    Другим важнейшим фактором, приводящим к развитию ожирения, является низкая физическая активность, когда даже нормальное количество пищи становится избыточным, так как калории, поступившие в организм с едой, не полностью «сжигаются» и превращаются в жир. Поэтому чем меньше мы двигаемся, тем меньше мы должны есть, чтобы не располнеть .

    Если пища для вас - это одно из самых больших наслаждений в жизни, то, скорее всего, избыточный вес - ваш спутник, расстаться с которым будет крайне тяжело, не изменив своего мировоззрения. Переход на рациональное питание должен сопровождаться изменением объема потребляемой пищи, изменением выбора самих продуктов и режима питания.

    1) Сокращайте объем привычных порций постепенно. Это первое, что следует сделать.

    Для начала, скажем, уменьшите порции на 1/4, и дайте себе возможность привыкнуть к данному объему. Далее на 1/3 от первоначального и т. д. Такой подход обоснован с позиций физиологии. Наш желудок - орган способный увеличиваться и уменьшаться. При постоянном потреблении больших объемов пищи происходит его перерастяжение, при маленьких - сокращение. Например, если даже один раз в день употреблять большой объем пищи (чаще всего это случается вечером за ужином), то перерастягиваются рецепторы желудка, которые передают информацию, связанную с чувством насыщения.

    2) Не ставьте себе жестких запретов.

    Это приводит к стрессу и не дает желаемого результата. Если вам безумно хочется сладкого, но вы понимаете, что его нужно ограничивать, иногда имеет смысл не отказывать себе, а просто довольствоваться небольшой порцией. Вообще полезно слегка задуматься перед тем как съесть что-либо - действительно ли вы хотите в данный момент есть или рука по привычке тянется к кусочку чего-нибудь вкусненького.

    3) Ключ к успеху - умеренность во всем.

    Соотношение белков, жиров, углеводов в рационе должно быть сбалансировано. Конечно, существует много различных мнений по поводу того, каким должно быть правильное питание. Согласно одному, нельзя есть углеводы, согласно другому - белки, по третьему - раздельное питание. Я думаю, что употреблять в пищу можно все, главное - умеренность. В рацион преимущественно нужно включать кисломолочные продукты (йогурты, кефир), овощи, фрукты, нежирные сорта мяса, рыбы, хотя периодически можно позволить себе любые отступления.

    4) Пейте больше жидкости.

    Несколько слов по поводу питьевого режима. Пить полезно! Вода - это молодость. Если в юности организм человека на 80% состоит из воды, то к старости ее содержание уменьшается до 60%. Рекомендуемый объем жидкости 2–3 литра в день (при отсутствии противопоказаний - артериальной гипертензии, заболеваниях почек и т. п.). Вода необходима для нормального функционирования кишечника, для здорового внешнего вида и хорошего состояния кожи.

    5) Не пытайтесь самостоятельно заниматься голоданием.

    В заключение хотелось бы коснуться вопроса о голодании. Помните, что полное голодание - достаточно серьезное мероприятие, требующее обширных медицинских знаний. Если такими знаниями вы не обладаете, голодание должно проходить под наблюдением врача. Настоятельно рекомендую воздерживаться от подобных экспериментов.

    Учитывая современные данные, это такое количество пищи, которое дает примерно 2000 калорий в сутки. Подробнее см. далее.

    Хадис от аль-Микдама; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 88, 89, глава № 46, хадис № 81, «сахих».

    См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 17.

    Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 89; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 251, хадисы № 1819, 1820, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 544, хадис № 1824, «хасан»; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 854, хадис № 186 (2063).

    «Источниками энергии, необходимыми для функционирования, вернее жизнедеятельности организма, являются углеводы, жиры и белки. Естественно, они имеют свое выражение в калориях. К примеру, в одном грамме жира содержится девять калорий, а жир, между прочим, - самый концентрированный источник калорий, и он сильно влияет на калорийность питания. В одном грамме белков, а также углеводов содержится по четыре калории.

    Какое количество калорий необходимо человеку в день? Наиболее точное количество калорий определяется для каждого человека индивидуально, так как оно зависит от множества факторов: образа и стиля жизни, физической активности, уровня гормонов в организме и их производства, физической подготовки, термогенеза, связанного с индивидуальной для каждого человека активностью, есть люди малоподвижные, неусидчивые, медлительные и беспокойные. Естественно, это не все факторы, влияющие на расчет калорий.

    Для тех, кто хочет похудеть, основным фактором является количество потребляемых калорий. Организм, потребляющий калорий больше, чем он тратит, - набирает вес.

    Для информации: употребление всего 100 «лишних» калорий в день ведет к увеличению массы тела на 5 (!) кг в год». См.: http://minus5.ru/articles/49.

    Благосклонная Я. В., Бабенко А. Ю., Красильникова Е. И. Проблемы лишнего веса. СПб.: Невский проспект, 2001.

    Мухаммед – арабский проповедник единобожия, основатель и центральная фигура религии ислама, пророк мусульман. Согласно исламскому вероучению, Аллах ниспослал Мухаммеду священное писание - Коран.

    Родился посланник Аллаха в Мекке 22 апреля 571 года. О появлении особенного ребенка матери Мухаммеда сообщил ангел, пришедший во сне. Рождение пророка сопровождали удивительные события. Трон короля персов Кисры вздрогнул под правителем как от толчка землетрясения. В королевском зале обрушилось 14 балконов. Мальчик появился обрезанным. Присутствующие при рождении увидели, что новорожденный поднимает голову и опирается на руки.

    Мухаммед принадлежал к племени Курайш, считавшемся у арабов элитой. Семья будущего проповедника Корана относилась к хашимитам, клану, названному по имени прадеда Мухаммеда – Хашима, богатого араба, удостоившегося чести кормить паломников. Отец пророка Абдоллах – внук могущественного Хашима, но богатства, как дед, не нажил. Мелкий купец едва зарабатывал на пищу семье. Сына, ставшего величайшим пророком, отец не увидел – умер до рождения Мухаммеда.

    В 6 лет мальчик стал круглым сиротой – скончалась Амина, мама Мухаммеда. Женщина на время отдавала сына на воспитание бедуинке Халиме, жившей в пустыне. Осиротевшего мальчика взял к себе дедушка, но вскоре Мухаммед попал в дом к дяде. Абу-Талиб был добрым, но чрезвычайно бедным человеком. Племяннику пришлось рано взяться за работу и научиться зарабатывать на пропитание. За копейки маленький Мухаммед пас коз и овец, принадлежавших зажиточным мекканцам, собирал в пустыне ягоды.

    В 12 лет подросток впервые погрузился в атмосферу духовных исканий: вместе с дядей Мухаммед побывал в Сирии, где познакомился с религиозными течениями иудаизма, христианства, иных верований. Он трудился погонщиком верблюдов, затем стал торговцем, но вопросы веры не оставляли парня. Когда Мухаммеду исполнилось 20, его взяли приказчиком в дом овдовевшей женщины Хадиджи. Молодой человек, выполняя поручения хозяйки, путешествовал по стране, интересовался местными обычаями и верованиями племен.

    Хадиджа, будучи старше Мухаммеда на 15 лет, предложила 25-летнему юноше взять ее в жены, что не понравилось отцу женщины, но она проявила упорство. Молодой приказчик женился, брак оказался счастливым, он любил и уважал Хадиджу. Женитьба принесла Мухаммеду благополучие. Он посвящал свободное время главному, к чему влекло с юных лет – духовным исканиям. Так началась биография пророка и проповедника.

    Проповедничество

    Жизнеописание главного мусульманского пророка гласит, что Мухаммед удалялся от мира и суеты, погружаясь в созерцание и раздумья. Уединяться он любил в пустынных ущельях. В 610 году, когда Мухаммед пребывал в пещере горы Хира, ему явился архангел Гавриил (Джибрил). Он назвал молодого человека посланником Аллаха и приказал запомнить первые откровения (аяты Корана).

    История гласит, что круг приверженцев Мухаммеда, проповедовавшего после встречи с Гавриилом, постоянно рос. Проповедник призывал соплеменников к праведной жизни, убеждал соблюдать заповеди Аллаха и готовиться к грядущему божьему суду. Пророк Мухаммед рассказал, что всемогущий Бог (Аллах) создал человека, а с ним все живое и неживое на земле.

    Предшественниками посланник Аллаха назвал Мусу (Моисея), Йусуфа (Иосифа), Закарию (Захария), Ису (). Но особое место в проповедях Мухаммеда отводилось Ибрахиму (Аврааму). Его он назвал праотцом арабов и евреев и первым, кто проповедовал единобожие. Миссию свою Мухаммед видел в восстановлении веры Ибрахима.


    Аристократы Мекки увидели в проповедях Мухаммеда угрозу власти и устроили против него заговор. Соратники уговорили пророка покинуть опасный край и на время переехать в Медину. Он так и поступил. За проповедником в Медину (Ясриб) в 622 году перебрались сотни сподвижников, сформировав первую мусульманскую общину.

    Община окрепла и в наказание мекканцам за то, что изгнали проповедника и его соратников, совершала нападения на караваны, выходящие из Мекки. Средства от грабежа направлялись на нужды общины.

    В 630 году ранее гонимый пророк Мухаммед вернулся в Мекку, торжественно въехав в священный город спустя 8 лет после изгнания. Купеческая Мекка встретила пророка толпами почитателей со всей Аравии. Шествие Магомета по улицам было величественным. Пророка, одетого в простую одежду и черную чалму, сидящего на верблюде, сопровождали десятки тысяч паломников.


    Святой въехал в Мекку как богомолец, а не триумфатор. Он обошел святые места, совершил обряды и принес жертвы. 7 раз пророк Мухаммед объехал Каабу и столько же прикоснулся к священному Черному камню. В Каабе проповедник объявил, что «нет Бога, кроме единого Аллаха», и приказал разрушить 360 идолов, стоявших в храме.

    Окрестные племена не сразу приняли ислам. После кровопролитных войн и тысяч человеческих жертв они признали пророка Мухаммеда и приняли Коран. Вскоре Магомет стал повелителем Аравии и создал могущественную арабскую державу. Когда в Мекке появились ставленники и военачальники Мухаммеда, он вернулся в Медину, посетив могилу матери Амины. Но радость пророка от торжества ислама омрачилась вестью о смерти единственного сына Ибрагима, на которого отец возлагал надежды.


    Скоропостижная кончина сына подкосила здоровье проповедника. Он, почувствовав приближение смерти, снова двинулся в Мекку, чтобы в последний раз помолиться в Каабе. Услышав о намерениях пророка и желая помолиться с ним, в Мекке собралось 10 тысяч паломников. Пророк Мухаммед объехал Каабу на верблюде и принес в жертву животных. Паломники с тяжелым сердцем внимали словам Мухаммеда, понимая, что слушают его в последний раз.

    В исламе для верующих имя наделено сакральным значением. Мухаммед переводится как «достойный похвалы», «восхваляемый». В Коране имя пророка повторяется четыре раза, в других случаях Мухаммеда называют Наби («пророк»), Расуль («вестник»), Абд («раб Бога»), Шахид («свидетель») и еще несколькими именами. Полное имя пророка Мухаммеда длинное: в него вошли имена всех его предков по мужской линии, начиная с Адама. Верующие называют проповедника Абуль-Касим.


    День пророка Мухаммеда – Маулид ан-Наби – отмечают на 12-й день третьего месяца исламского лунного календаря Раби аль-авваль. День рождения Мухаммеда – третья по почитанию дата для мусульман. Первое и второе место занимают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. При жизни пророк праздновал только их.

    День пророка Мухаммеда потомки отмечают молитвами, добрыми делами, рассказами о чудесах святого. Праздником день рождения пророка стал через 300 лет после прихода ислама. История жизни Мухаммеда (Магомета, Магомеда, Мохаммеда) воспета в книге азербайджанского писателя Гусейна Джавида. Драма называется «Пророк».

    О центральной фигуре ислама снят не один десяток фильмов. В середине 1970-х на экраны вышла американо-арабская картина Мустафы Аккада «Послание (Мухаммад посланник Бога)». В 2008 году зрители увидели 30-серийный сериал «Луна рода Хашим», снятый киностудиями Иордании, Сирии, Судана и Ливана. О жизни и характере святого снят фильм «Мухаммад - посланник Всевышнего» режиссером Маджидом Маджиди, премьера которого состоялась в 2015 году.

    Личная жизнь

    Хадиджа окружила молодого мужа материнской опекой. Мухаммед, освободившись от хлопот и торговых дел, посвятил время религии. Союз с Хадиджой оказался щедрым на детей, но сыновья умерли. После кончины любимой супруги Мухаммед неоднократно женился, но количество жен пророка источники называют разное. В одних указывают 15, в других – 23, из которых физические отношения Мухаммед имел с 13.


    Британский арабист и профессор Эдинбургского университета Уильям Монтгомери Уотт в работах по истории ислама раскрывает причину разного количества жен пророка: племена, претендуя на родственные связи со святым, приписывали Мухаммеду жен-соплеменниц. Пророк Мухаммед вступал в браки до Коранического запрета, разрешающего жениться четыре раза.

    Исследователи сходятся во мнении, что у пророка было 13 жен. Возглавляет список Хадиджа бинт Хувайлид, вышедшая замуж за Мухаммеда вопреки родительской воле. Историки утверждают, что ни одна из последующих жен пророка не заняла в его сердце место, которое досталось Хадидже.

    Из 12 жен, появившихся после первой, любимой называют Аишу бинт Абу Бакр. Это третья супруга пророка Мухаммеда. Аиша – дочь халифа, ее называют величайшим из семи ученых ислама своего времени.

    Всех детей пророка, кроме сына Ибрагима, родила Хадиджа. Она подарила мужу семерых отпрысков, но мальчики умерли в младенчестве. Дочери Мухаммеда дожили до начала пророческой миссии отца, приняли ислам и переселились из Мекки в Медину. Все, кроме Фатимы, умерли прежде отца. Дочери Фатимы не стало через полгода после кончины великого отца.

    Смерть

    Здоровье пророка Мухаммеда ухудшилось после прощального хаджа в Медину. Посланник Аллаха, собрав оставшиеся силы, посетил могилы шахидов и совершил заупокойный намаз. Возвратившись в Медину, пророк до последнего дня сохранял ясный ум и память. Он простился с родными и последователями, попросил прощения, раздал сбережения нищим и отпустил рабов. Лихорадка усилилась, и в ночь на 8 июня 632 года пророк Мухаммед умер.


    Жен не допустили до омовения тела, омыли покойного родственники-мужчины. Похоронили посланника Аллаха в одежде, в которой он умер. Три дня верующие прощались с пророком Мухаммедом. Могилу вырыли в том месте, где он умер – в доме жены Аиши. Позже над прахом возвели мечеть, ставшую святыней мусульманского мира.

    Паломничество в Медину, где похоронен Мухаммед, считается богоугодным делом. Путешествие в Медину верующие совершают вместе с паломничеством в Мекку. Мечеть в Медине уступает по размеру мечети в Мекке, но поражает красотой. Она построена из розового гранита и украшена золотом, чеканкой и мозаикой. В центре мечети - глинобитная хижина, где спал пророк Мухаммед, и могила святого.

    Цитаты

    • «Оставь внушающее тебе сомнение и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь правда – это спокойствие, а ложь – сомнение».
    • «Пусть язык твой постоянно наслаждается поминанием Аллаха».
    • «Самым любимым из благих дел пред Богом является то, что постоянно, даже если оно незначительно».
    • «Религия - легкость».
    • «Каковы вы есть, таковы те, кто правит вами».
    • «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость - погибнут».
    • «Горе тебе! Держись ног матери, там Рай!».
    • «Рай находится в тени ваших мечей».
    • «Аллах мой, прибегаю к Тебе от знания бесполезного…».
    • «Человек с тем, кого он полюбил».
    • «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы».
    • Слова «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе» отношения к деятельности пророка Мухаммеда не имеют. Выражение основано на рассказе о Ходже Насреддине. Британский ученый и философ в своей книге «Нравственные и политические очерки» заменил Ходжу на Мухаммеда, подав собственный вариант рассказа о Ходже.
    • Лондонский журнал «Time Out» назвал пророка Мухаммеда первым экологом.
    • Кефирный грибок ранее назывался «Пшено Пророка». По легенде, под этим именем секрет его выращивания Мухаммед передал жителям Кавказа.

    • Мухаммед, предположительно, страдал эпилепсией с судорожными приступами и сумеречным помрачением сознания. В Коране сообщается, что неверующие называли пророка одержимым. Но в Коране также сказано, что «Мухаммед по милости Господа является пророком и не является одержимым».
    • Отпечаток ноги пророка Мухаммеда, впечатанный в камень, хранится в Тюрбе - мавзолее в Эюпе (Стамбул).

    • Главным чудом Мухаммеда мусульманские богословы считают Коран. Несмотря на то, что авторство Корана в немусульманских источниках может приписываться самому Мухаммеду, преданные хадисы говорят, что его речь не была схожа с коранической.
    • Выдающиеся художественные достоинства Корана признаются всеми знатоками арабской словесности. По мнению Бернхарда Вайса, человечеству за всю его средневековую, новую и новейшую историю не удалось написать ничего подобного Корану.
    • В Коране есть предание о хлебе, аналогичное истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

    Имя

    Имя Мухаммад значит «Восхваляемый», «Достойный хвалы». В Коране он называется по имени всего 4 раза, но называется также Пророком (ал-Наби), Вестником (Расул), слугой Бога (Абд), вестником (Башир), предупредителем (Надхир), напоминателем (Мудхаккир), свидетелем (Шахид), воззвавшим к Богу (Да’и) и др.

    Согласно мусульманской традиции, после произношения или написания имени пророка Мухаммада, всегда говорится «Солля Ллаху алейхи ва саллям » (араб. صلى الله عليه وسلم ‎‎) - то есть «Благословит его Аллах и приветствует» .

    Полное имя Мухаммада включает имена всех его известных предков по прямой мужской линии начиная от Адама , а также содержит кунью по имени его сына Касима (это имя значит «Делящий»; при жизни Мухаммада никто не мог называть своего сына Касим, так как эта кунья была закреплена за Мухаммадом). Полностью оно выглядит так Абу аль -Касим Мухаммад ибн ‘Абд Аллах ибн Абд аль-Мутталиб (имя Абд аль-Мутталиба - Шайба) ибн Хашим (имя Хашима - Амр) ибн Абд Манаф (имя Абд Манафа - аль-Мугира) ибн Кусаййа ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луаййа ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн Ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрик (имя Мудрики - Амир) ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Мадд ибн Аднан ибн Адад (произносят также - Удад) ибн Мукаввим ибн Нахур ибн Тайрах ибн Иаруб ибн Йашджуб ибн Набит ибн Исмаил ибн Ибрахим (Халиль ар-Рахман) ибн Тарих (это Азар) ибн Нахур ибн Саруг ибн Шалих ибн Ирфхашад ибн Сам ибн Нух ибн Ламк ибн Матту Шалах ибн Ахнух (это, как утверждают, пророк Идрис ; он был первым из рода человеческого, которому даровано пророчество и который писал тростниковым пером) ибн Иард ибн Махлил ибн Кайнан ибн Ианиш ибн Шит ибн Адам .

    см. также: Список имён Мухаммада

    Место Мухаммада среди Пророков Ислама

    Печать пророчества

    Пророчества о приходе Мухаммада в Библии

    Исламская религия, признавая в качестве Священного Писания также и Библию , часто указывает на то, что в том числе и в Библии говорится о пророке Мухаммаде, как о Божьем Посланнике. Кроме того, мусульмане говорят об искажении сегодняшнего варианта Библии, которые, основываясь на хадисах , затронули и ту часть, в которой говорится о Мухаммаде. Христиане же не признают в Мухаммаде пророка. Даже те христиане , которые согласны с тем, что Библия имеет искажения, полностью отвергают позицию мусульман .

    Арабский мир до Мухаммада

    Основная статья : Арабский мир до Мухаммада

    Аравия и Мекка при Мухаммаде до Ислама

    Религия

    Нужно заметить, что курайшиты-язычники, как и другие арабы-язычники, несмотря на свои языческие религиозные убеждения верили в Аллаха , клялись Им, просили у Него, но при этом также поклонялись идолам. В Коране говорится, что язычники считали, что идолы приблизят их к Аллаху: "Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Согласно исламской историографии, сначала арабы (потомки Исмаила сына Ибрагима) были монотеистами, однако потом заимствовали идолов у "амаликов. При этом они продолжали почитать Каабу . Большинство из них были крайне консервативны по отношению к своей религии, находя причины такого консерватизма в том, что их отцы верили в тех же истуканов. Также среди арабов существовала кровная месть (Ислам отменил её), была традиция закапывать заживо новорождённых девочек, или же закапывать новорождённых детей, если они боялись не прокормить их (Коранически запрещено .

    Экономика

    Мекка, в которой жил Мухаммад, являлась торговым и финансовым центром Аравии. Город располагался на пересечении путей из Йемена в Сирию и из Эфиопии (Абиссинии) в Ирак .

    Климат

    Мекка располагалась среди бесплодных скал, земледелие в ней было невозможно. Земледелие было распространено только в оазисах , одним из которых был Ясриб (Медина). Существует мнение о том, что распространение Ислама и арабская экспансия в Персию, Сирию и Северную Африку была обусловлена осушением арабских степей и, как следствие, голодом. При этом, никаких достоверных сведений по поводу каких-либо существенных изменений климата не имеется , что ставит под сомнение такого рода выводы. К тому же имеются сведения о том, что мусульмане возвращались после завоевательных походов обратно в пустыню.

    Политика

    Внутри Мекки шла постоянная борьба за власть. В арабских источниках содержится немало информации о семейных и племенных междоусобицах, однако некоторые западные критики делают акцент на легендарности этих преданий. В связи с тем, что Мекка была крупным торговым городом, политические группировки, получавшие власть, были вовлечены во взаимоотношения с различными арабскими племенами, а также государствами, с которыми была связанна торговля Мекки.

    Образ жизни кочевников

    Год слона

    Биография Мухаммада

    Семья Мухаммада

    Пророк Мухаммад был из племени «Курайш », которое имело очень высокое положение в арабской среде. Он относился к клану Хашим (хашимиты). Клан получил такое название в честь прадеда Мухаммада - Хашима. У Хашима при жизни было право на сбор скота для питания паломников и право на владение источником Замзам . Он был богатым человеком. Своё прозвище «Хашим» (его звали Амр) он получил из-за того, что разламывал хлеб на куски для паломников, приезжавших в хадж в Мекку («хашима» - разламывать хлеб для тюри). После его смерти право на кормление и поение паломников перешло к его брату, аль-Мутталибу, которого курайшиты называли аль-Файда - «сама щедрость». У Хашима был сын Абд аль-Мутталиб, которого назвали Шуайба. Он был очень почитаем в своём народе.

    Рождение и детство

    Пророк Мухаммад родился, по мнению ряда учёных, 20 или 22 апреля 571 года по григорианскому календарю в год слона, перед наступлением зари, в понедельник. Также многие источники указывают 570 год. Согласно некоторым преданиям, это произошло в 9 день месяца Раби аль-авваль в год Слона, в год неудачного похода Абрахи на Мекку, или в 40 г. правления персидского шаха Ануширвана.

    Отец Мухаммада Абд Аллах умер незадолго до его рождения (за два месяца) или же через несколько месяцев после рождения Мухаммада. Имя матери Мухаммада - Амина бинт Вахб ибн Абд Манаф ибн Зухра ибн Килаб . Имя Мухаммад , что означает «Восхваляемый», дал ему его дед Абд Аль-Мутталиб.

    Мухаммад был передан согласно обычаю кормилице Халиме бинт Аби Зу"айб, несколько лет жил в её семье в кочевом племени бедуинов Бану С"ад. В 4 года он был возвращён обратно в семью. В 6 лет Мухаммад потерял мать. Он выехал с ней в Медину на могилу отца, её сопровождали опекун Абд аль-Мутталиб и служанка Умм Айман. На обратном пути Амина заболела и умерла. Мухаммада взял к себе дед Абд аль-Мутталиб, но через два года он тоже умер. После смерти Абд аль-Мутталиба Мухаммада взял дядя по отцу Абу Талиб , который был очень беден. В 12 лет Мухаммад пас овец Абу Талиба , потом стал участвовать в торговых делах своего дяди.

    Некоторые предания, связанные с рождением, детством и юностью Мухаммада носят религиозный характер и для учёного-атеиста идеологически не имеют актуальной исторической ценности. Однако, эти предания для мусульманских биографов Мухаммада, в частности первых веков Ислама, многие из который сами собирали материал и проверяли его на достоверность, колоссальные труды которых и составляют главный исторический источник для сегодняшних ориенталистов , являются не менее важными и достоверными (если эта достоверность доказана), как и другие, в целом признаваемые учёными-немусульманами.

    В детстве с Мухаммадом произошёл случай, когда несторианский монах по имени Бахира предсказал ему великую судьбу . Абу Талиб поехал с караваном в Сирию, а Мухаммад, который был тогда ещё мальчиком, привязался к нему. Караван остановился в Бусре, где в келье жил монах Бахира, который был христианским учёным. Раньше, когда они проезжали мимо него, он не разговаривал с ними и вообще не появлялся. Утверждают, что сначала монах увидел Мухаммада, над которым было облако, покрывающее его своей тенью и выделявшее его среди остальных. Потом он увидел, что тень облака упала на дерево, а ветки этого дерева склонились над Мухаммадом. После этого Бахира оказал гостеприимство курайшитам, удивив их этим. Когда он смотрел на Мухаммада, то пытался увидеть особенности и признаки, которые сказали бы ему о том, что перед ним действительно будущий пророк. Он расспрашивал Мухаммада о его снах, внешности, делах и всё это совпадало с тем, что знал Бахира из описания пророка. Также он увидел печать пророчества между плечами именно на том месте, где она, по его сведениям, должна была быть. Потом монах сказал Абу Талибу , что тот должен беречь Мухаммада от иудеев, так как если они узнают о том, о чём узнал он сам, то будут оказывать враждебные действия.

    Мухаммад до сорокалетнего возраста

    В этом периоде можно выделить следующее:

    Женитьба на Хадидже

    В 25 лет Мухаммада наняла одна из самых знатных и богатых женщин племени курайш - Хадиджа бинт Хувайлид для поездки в Сирию . Она занималась торговлей и нанимала мужчин для ведения своих дел. С ним поехал слуга Хадиджы - Майсара. Согласно хадисам, Хадиджа получила большую прибыль от той поездки и, наслышанная от Майсары о качествах Мухаммада, решила выйти за него замуж. Ему было двадцать пять лет, ей было по свидетельству большинства источников - сорок лет (по другим данным, Хадидже было двадцать восемь лет. Приводятся также и другие сведения). . Однако, этот возраст, по мнению М. Уотта , возможно, преувеличен До Мухаммада она была замужем два раза. Мухаммад испытывал к ней сильную любовь как при жизни, там и после её смерти, о чём говорят многие хадисы, когда резал овцу, посылал часть мяса её подругам. Кроме того, он говорил, что наилучшая женщина миссии Исы была Марьям (Мария дочь Имрана, мать Иисуса), а наилучшей женщиной его миссии была Хадиджа. Аиша же говорила, что ревновала Мухаммада только к Хадидже, хотя той и не было в живых, а однажды, когда она воскликнула «Опять Хадиджа?», Мухаммад был недоволен и сказал, что Всевышний наделил его сильной любовью к ней. . В целом, это признаётся и теми, кто достаточно критически относится к деятельности Мухаммада и корыстные цели, как правило, не указываются ими в качестве причины женитьбы.

    Начало пророческой миссии

    Когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, началась его религиозная деятельность (в Исламе пророческая миссия, посланническая миссия). Сначала у Мухаммада появилась потребность в аскетизме, он стал уединяться в пещере на горе Хира , где поклонялся Аллаху . Также он начал видеть вещие сны. В одной из таких ночей уединения к нему явился ангел Джабраил , посланный Аллахом , с первыми аятами Корана .

    Люди начали постепенно вступать в Ислам, сначала это были жена Мухаммада Хадиджа и ещё восемь человек, среди которых будущие халифы Али и Усман . Потом люди стали принимать Ислам группами, как мужчины, так и женщины и пророк Мухаммад стал открыто призывать к Исламу (613 г.). До этого, в течении трёх лет, он вёл свою проповедь тайно. В Коране так сказано об этом: Провозгласи то, что тебе велено, и отвернись от многобожников.

    Курайшиты начали оказывать враждебные действия Мухаммаду и новообращённым мусульманам. Мусульман могли оскорблять, избивать, подвергать голоду, жажде, зною, угрожать смертью. Всё это сподвигло Мухаммада на принятие решения о первом переселении мусульман.

    Переселение в Эфиопию

    Местоположение Абиссинии (Эфиопия)

    Потом был аят:

    Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками.

    Письмо Мухаммада к Аль-Мукаукасу, египетскому принцу​, Музей Дворца Топкапи, Стамбул

    Хиджра из Мекки в Медину

    Военные походы Мухаммада

    Битва при Бадре

    Первое крупное сражение между мусульманами и курайшитами, произошедшая во втором году по хиджре семнадцатого числа месяца Рамадан в пятницу утром (17 марта 624 г.г.) в Хиджазе (запад Аравийского полуострова). Крупная боевая победа мусульман и фактически поворотный пункт в их борьбе против курайшитов. Нужно заметить, что несмотря на огромную значимость этой битвы, среди почти 1000 (Г. Лебон указывает число 2000 ) мекканцев количество погибших составило 70 (Ибн Исхак говорит, что общее количество убитых курайшитов, которых им перечислили, было 50) человек, а из чуть более 300 мусульман - 14, таким образом участвовавших в битве погибло всего 6,4 %. Мухаммад, узнав что люди из Бану Хашим и некоторые другие выступили против своей воли, не желая воевать против мусульман, запретил убивать их. По этой же причине он запретил убивать своего дядю. Среди тех, кого было запрещено убивать был Абу аль-Бахтария, который воздерживался от нападок на Мухаммада и мусульман в мекканский период. Однако тот настоял на сражении с союзником ансаров и был убит.

    После битвы при Бадре

    Битва при Ухуде

    После битвы при Ухуде

    Битва у рва

    Битва у рва состоялась 31 марта 627 года. Это была попытка, главным образом, курайшитов одержать верх над Мухаммадом. Общее количество язычников составило 10 000 человек в трёх армиях, включавших также племя Гатафан и Сулайм. Количество мусульман было 3000. Мусульмане вырыли ров вокруг Медины, что было впервые использовано на Аравийском полуострове. Его рыли на протяжении шести дней. Битва закончилась распадом коалиции язычников. Сражения так и не произошло, хотя была блокада, обстрелы из лука и неудачная попытка всадников пересечь ров.

    Поход на Бану Курайза

    После битвы у рва

    Поход в аль-Худайбию и перемирие

    Поход в Хайбар

    Поход на Муту

    Конец перемирия и завоевание Мекки

    Принятие Ислама Абу Суфьяном

    Дети Мухаммада

    Все дети Мухаммада, кроме Ибрагима, были от Хадиджи. Первый ребёнок от Хадиджи - аль-Касим, потом родились ат-Тахир, ат-Таййиб, Зайнаб, Рукаййа, Умм Кульсум, Фатима. Мальчики умерли в раннем детстве. Девочки дожили до начала проческой миссии Мухаммада, все приняли Ислам, все переселились из Мекки в Медину. Все скончались до смерти Мухаммада, кроме Фатимы. Она умерла через шесть месяцев после его смерти.

    Жены Мухаммада

    Мухаммад в Коране

    Имя Мухаммад употребляется в Коране только четыре раза (для сравнения Иса (Иисус) упоминается 25 раз, столько же упоминается Адам , Муса (Моисей) - 136 раз, Ибрахим (Авраам)- 69, Нух (Ной)- 43). Оно упоминается в 3:144, 145, 33:40, 47:2, 48:29 Также сура 47 называется "Мухаммад".

    Чудеса Мухаммада

    Под чудом (в арабском языке это слово «му’джаза», именно его переводят как «чудо». Оно образовано от глагола «а’джаза» и означает «делать неспособным (слабым, бессильным)» ) следует понимать что-либо, что не способен сделать обычным человек. Если же чудо должно свидетельствовать в пользу того, что человек является пророком , то это чудо должно быть непосредственно связано с этим человеком, то есть например, фонтан, забивший из скалы среди пустыни является чудом, но он не всегда может служить в качестве доказательства, а вот если это произойдёт, когда пророк ударит посохом о скалу, то это уже может считаться знамением. Главным чудом Мухаммада, безусловно, является Коран . Несмотря на то, что авторство Корана в немусульманских источниках может приписывать самому Мухаммаду, теоретически доказать это невозможно, так как сам он, будучи единственным передатчиком Корана, отвергал его человеческое происхождение (соответственно и своё авторство), никаких же письменных работ после себя он не оставил, потому как был безграмотен. Переданные хадисы говорят о том, что его речь не была сходна с Коранической . Коран отвечает вышеназванным требованиям к чуду. Он является чудом в частности, в его арабском значении), потому как никто не смог написать ничего подобного ему. Выдающиеся художественные достоинства Корана безусловно признаны всеми знатоками арабской словесности. (однако многие из них теряются при буквальном переводе). В Коране делается вызов (тахадди) людям, не признавшим за Мухаммадом пророка: Или же они говорят: «Он выдумал его». Скажи: «Сочините хотя бы одну суру, подобную этим, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы говорите правду». . Если бы это было сделано, об этом было бы безусловно известно, так как у Мухаммада во все времена было очень много критиков, а написание чего-либо подобного Корану было бы избавлением от Мухаммада, который был для язычников (особенно курайшитов времён Мухаммада, соплеменниками, носителями того же языка, того же диалекта, что и Мухаммад, принимавшими все возможные способы для устранения Ислама), христиан и иудеев серьёзнейшей политической и общественной угрозой, а особенно во времена его непосредственной деятельности. Однако человечеству за всю его средневековую, новую и новейшую историю не удалось написать ничего подобного Корану . Таким образом это является чудом, а доказательствами того, что оно связано с Мухаммадом являются, например, аяты Корана, в которых говорится о Мухаммаде и том, что он пророк.

    В жизнеописаниях и сводах хадисов описываются много чудес, например во время рытья рва вокруг Медины, верные предсказания, чудеса с различными физическими объектами итд. Выводы некоторых исследователей о том, что «Мохаммед не делал никаких чудес » абсолютно безосновательны, хотя бы потому, что существование такого Писания, как Коран не может подвергнуться сомнению.

    Характер Мухаммада

    Отношение людей к Мухаммаду при его жизни

    Последователи

    С Исламской точки зрения мусульмане («муслим» - покорный Богу) были всегда, начиная с Адама и Хавы (Евы). Число мусульман на данный момент во всём мире оценивается примерно в 1,1 до 1,2 миллиардов человек.

    Врачевание Мухаммада

    Пророк Мухаммад был не только сугубо религиозно-политическим деятелем . Мухаммаду принадлежат слова о том, что от любого заболевания есть лекарство. Если оно точно будет выбрано, то человек выздоровеет, по воле Творца, и что Аллах низвел болезни и вместе с ними лечебные средства. Кто-то знает о них, а кто-то - нет Мухаммад говорил, что исцеление (приносят) три (вещи): глоток мёда , надрез пиявки (кровопускание) и прижигание, но он запретил прижигание. Однако этот запрет, как говорят исламские учёные, не абсолютно категоричен и в случае особо крайней нужды допустим. При болезни живота, Мухаммад рекомендовал мёд . Мухаммад говорил о том, что масло чёрного тмина является средством от любой болезни, кроме смерти Мухаммад рекомендовал пользоваться индийским ладаном , так как исцеляет «от семи недугов», и ещё его курения нужно вдыхать тем, у кого болит горло , и класть в рот тем, кто страдает плевритом . Он сказал, чтобы люди не мучили своих детей, у которых воспаляются миндалины, надавливая на них, а использовали курения ладана .Он говорил своим последователям, что лучшими средствами для их лечения являются кровопускание и морской ладан (янтарь). Крупный мусульманский учёный Абдуль-Маджид аз-Зиндани, который говорит, что нашёл лекарство от СПИДА и что университет «Иман», ректором которого он является, предоставляет это лекарство бесплатно, рассказывает что благодаря своей работе фармацевтом, он смог правильно понять хадисы Пророка.

    Источники биографии Мухаммада

    Хадисы («передавать сообщение, рассказывать») - рассказ о высказываниях и поступках пророка Мухаммада, а также его сподвижников. Использование хадисов началось ещё при жизни пророка Мухаммада. Каждый хадис должен был иметь непрерывную цепочку передатчиков - иснад, то есть, перечень всех лиц, участвовавших в передаче, начиная от сподвижника (сахаба), впервые озвучившего хадис. Чем больше непересекающихся цепочек соответствовало хадису - тем достовернее он считался. Однако наличие непрерывного иснада являлось необходимым, но не достаточным условием определения достоверности хадиса. После составления цепочки, мухаддисы также проверяли биографии самих передатчиков. Если имелись сведения что передатчик страдал плохой памятью, был психически неурановешенным или просто слыл нечестным человеком - он считался слабым передатчиком и переданный им хадис не мог быть принят как достоверный. По степени достоверности хадисы классифицируются на достоверные (сахих), хорошие (хасан), слабые, недостоверные и выдуманные.

    Нужно заметить, что хадисы не являются просто преданиями. Мухаммад говорил, что тот человек, который станет приписывать ему то, чего он не говорил, непременно займёт своё место в огне. Эти слова конечно же влияли на богобоязненных сподвижников.

    Суть хадисов заключается в том, что они раскрывают более подробно предписание, которые содержатся в Коране. Например, в Коране говорится, что нужно совершать намаз . Хадисы же рассказывают как именно нужно это делать.

    Один из сподвижников пророка Мухаммада Абу Хурайра рассказал 5354 хадиса.

    Наиболее авторитетным мухадисом считается имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари (810-870), который обработал порядка 700 тысяч хадисов из которых лишь 7400 включил в свой сборник «аль-Джами" ас-Сахих» то есть чуть больше 1 %. Остальные хадисы аль-Бухари счёл недостоверными или слабыми. Одним из самых объёмных сборников является «аль-Муснад» имама Ахмада ибн Ханбала, который содержит 40 тысяч хадисов (всего Ибн Ханбал обработал около 1 миллиона хадисов).

    • «аль-Джами" ас-Сахих» имама аль-Бухари
    • «аль-Джами" ас-Сахих» имама Муслима
    • «Китаб ас-Сунан» имама Абу Дауда
    • «аль-Джами" аль-Кабир» имама ат-Тирмизи
    • «Китаб ас-Сунан аль-Кубра» имама ан-Наса’и
    • «Китаб ас-Сунан» имама Ибн Маджи
    • «ас-Сунан аль-Кубра» имама аль-Бейхаки
    • «аль-Муснад» имама Ахмада ибн Ханбала

    Необходимо отметить, что сборники хадисов не являются в полном смысле этого слова биографиями пророка Мухаммада - это лишь собрание рассказов о пророке со слов его современником, включая его проповеди, описание поступков и т. п. Наиболее ранняя полноценная биография пророка Мухаммада, сохранившееся до наших дней - это книга ибн Хишама «Жизнеописание пророка Мухаммада рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиба» датируется VIII веком (вторым веком по хиджре)

    Современная практическая медицина утверждает, что питание – это ключ к хорошему здоровью, и тот, кто прислушивается к советам диетологов, в итоге, экономит на лечении.

    Правильное питание всегда было универсальным принципом традиционной медицины практически повсеместно от Европы до Китая.

    Пророк ислама (мир ему и благословение) сформулировал принципы питания, которые оказали огромное влияние на развитие арабской и исламской медицины.

    Именно ему принадлежат слова:

    «Желудок – это колодец тела, и из него напитываются кровеносные сосуды. Если он здоров, то по сосудам разносится здоровье, если он болен, то по сосудам разносится по телу яд».

    Питание и связанные с ним меры предосторожности обозначались словом «химья». Ибн Харис, которого называли «лекарем арабов», сказал:

    «Химья – это источник всякого исцеления, а желудок – дом всякой болезни».

    Чтобы лучше понять смысл, который арабы вкладывали в слово «химья», необходимо рассказать об одном случае, когда Пророка и его двоюродного брата Али пригласили на трапезу в дом Умм аль-Мандари.

    Начав есть, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) остановился и сказал Али: «Ты недавно болел» и пододвинул к нему блюдо из перловой крупы с листовой свеклой со словами: «Это тебе полезнее» .

    Перловая крупа (ячмень) издавна была важной частью арабской кухни и использовалась в арабской традиционной медицине. Естественно, она часто была на столе у Посланника Аллаха и сподвижников.

    Таким образом, слово «химья» имеет три значения:

    1. это то, что едят как лекарство;
    2. это то, что едят для поддержания здоровья;
    3. это то, что едят помимо лекарств как вспомогательное средство для скорейшего выздоровления.

    Сбалансированное питание

    Одним из основных понятий мусульманской медицины было понятие «мизадж», или равновесие, отсутствие которого считалось причиной болезни. Соответственно, врачи назначали лекарство с учетом того, какого рода дисбаланс наблюдается в организме. Определенные продукты питания относили к «влажным», а другие к «сухим», считалось, что сочетание этих противоположных качеств устраняет болезнь.

    Самый простой пример применения этого принципа находим в рекомендации Пророка (мир ему и благословение):

    «Лихорадка происходит от огня, гасите его водой».

    Другой пример – втирание в сухую кожу оливкового масла. Можно даже сказать, что эти идеи подсказаны просто здравым смыслом, а не собственно медицинскими знаниями.

    Но, с другой стороны, именно такие простые принципы со временем сформировались в систему знаний и навыков, ставшую фундаментом современной врачебной науки. Наследниками «медицины Пророка» были такие выдающиеся средневековые хирурги и лекари, как Ибн Сина, Ибн Рушд и многие другие.

    Похоже, что с быстрым развитием медицинской науки медики забыли эти несложные правила, продиктованные элементарным здравомыслием. А теперь мы снова обращаемся к идее сбалансированного питания.

    Баланс

    Обычно, говоря о питательном составе продуктов, выделяют три основных вида микроэлементов, это белки, жиры и углеводы.

    Клетки организма строятся из белков. Поступление в организм белков предотвращает разрушение клеток и обеспечивает их нормальное функционирование. Любой белок представляет собой цепочку альфа-аминокислот, соединённых между собой пептидной связью.

    Для выработки необходимых белков человеческому организму требуется примерно 22 вида аминокислот, из которых 14 могут вырабатываться самим организмом. Остальное организм получает из пищи. Согласно рекомендациям Национальной академии наук США, человеку необходимо употреблять 0,8 г белка на 1 кг массы тела.

    Хотелось бы отметить, насколько в питании важен баланс. Например, до недавнего времени среди диетологов преобладало мнение, что идеальный источник высококачественного белка – это красное мясо.

    Однако последние открытия британских ученых указывают на то, что вегетарианская диета, на самом деле, может быть оптимальной для здоровья. Дело в том, что употребление больших количеств «первоклассного» белка из мяса неизбежно связано с повышенным употреблением вредных животных жиров.

    Это понимали сподвижники Пророка, которые говорили:

    «Мясо – господин всей пищи человека в этой и следующей жизни» (хадис передал Ибн Маджа).

    Но при этом Умар предостерегал:

    «Будьте осторожны с мясом, ибо в нем есть вред, подобный вреду, которые есть в вине».

    Другой сподвижник Пророка сказал:

    «Не делайте вашу утробу кладбищем животных».

    Главное – равновесие. Белки «второго порядка» находятся в злаках и бобовых, и их употребление в сочетании с белками мяса приносит организму пользу, сопоставимую с пользой от самых высококачественных животных белков, но без побочных эффектов.

    О разных видах мяса и их роли в соблюдении баланса (мизадж) писал Ибн аль-Кайим в своем сочинении «Ат-Тибб ан-Набави» (Медицина Пророка). Он же сообщал об исключительной пользе красного мяса в сочетании с овощами и мясом птицы.

    Второй из основных микроэлементов – это жиры. Жиры представляют собой жирные кислоты, которые состоят из атомов углерода, водорода и кислорода. Жиры отвечают за выработку в два раза большего количества энергии, чем белки и углеводы; содержат витамины A, D, E и K.

    Жиры необходимы для роста и восстановления клеток, а также поддержания постоянной температуры тела, т.к. имеют низкую теплопроводность и обволакивают внутренние органы. Жиры бывают насыщенными и ненасыщенными.

    Насыщенные жиры стимулируют выработку холестерина, а злоупотребление ими приводит к повышению уровня холестерина в крови. Холестерин является сложным воскоподобным веществом, необходимым для прочности стенок клеток, выработки витамина D, гормонов, желчной кислоты, строительства нервной ткани. Синтез холестерина печенью является естественным процессом, и поступление холестерина в организм извне не требуется.

    Таким образом, холестерин, попадающий в организм с пищей, является лишним и ведет к нарушению равновесия. Высокий уровень холестерина в крови связывают с повышенным риском сердечного приступа. Простой способ снизить содержание холестерина – ограничить употребление яиц и повысить употребление субпродуктов, таких как печень.

    Углеводы – это третий вид важнейших микроэлементов. Они снабжают организм энергией, помогают контролировать распад белка и защищают организм от токсинов. Углеводы бывают двух типов. Моносахариды – это простейшие углеводы, например, глюкоза.

    Полисахариды имеют более сложную молекулу и могут расщепляться на более простые углеводы. К ним относится, например, крахмал. Углеводы содержатся во фруктах, овощах и злаках – эти продукты обладают высокой питательной ценностью и, кроме того, являются источником витаминов, минералов, белков и клетчатки. На усвоение полисахаридов требуется больше времени, поэтому они более эффективно утоляют голод.

    Особая роль пищеварения

    Один из принципов «Ат-Тибб ан-Набави» заключается в том, что болезнь может быть связана с питанием и пищеварением. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не раз говорил о том, в каком положении следует принимать пищу и опорожнять желудок. В то же время, он указывал на важность соблюдения гигиены ротовой полости и физических упражнений.

    Под «желудком», упомянутым в процитированном высказывании Пророка, обычно подразумевается вся пищеварительная система. Рекомендуется поддерживать в порядке весь организм. Необходимо следить за питанием и пищеварением, чтобы обеспечить свое телесное, а в итоге и душевное здоровье.

    Оптимальное пищеварение означает оптимальное здоровье. Пищеварение начинается со рта и зубов. В ротовой полости пища измельчается, смачивается слюной и только потом проглатывается, этот этап является первым шагом всего процесса пищеварения и должен занимать несколько минут.

    На этот первый этап негативно влияет наличие в ротовой полости бактерий, злоупотребление пищей с повышенным содержанием сахара и других углеводов. Все это факторы, ведущие к разрушению эмали зубов и возникновению кариеса. Во избежание этих проблем Пророк рекомендует во время ритуального омовения пользоваться сиваком – палочкой для чистки зубов и языка.

    Согласно «Ат-Тибб ан-Набави», соблюдение правил гигиены полости рта не только обеспечивает здоровье, но и является элементом поклонения.

    Далее пережеванная пища движется по пищеводу к желудку. Попадание кислоты желудочного сока на слизистую оболочку пищевода вызывает изжогу. Этого можно избежать, если принимать пищу сидя, гласит «Ат-Тибб ан-Набави».

    Посланник сказал:

    «Не ешь, развалившись»;

    «Я сижу, как раб, и ем, как раб».

    Во время приема пищи он сидел на полу, подогнув под себя ноги, с должным уважением к Господу и сотрапезникам.

    Важную роль в процессе пищеварения играет желчный пузырь. В нем накапливается вырабатываемая печенью желчь, которая затем выбрасывается в двенадцатиперстную кишку. Желчнокаменная болезнь – одна из самых распространенных проблем пищеварительного тракта. Предотвратить ее можно, соблюдая «химью», т.е. правильным и сбалансированным питанием. Диета с низким содержанием животных жиров снижает риск возникновения камней в желчном пузыре.

    В процессе пищеварения пища попадает в желудок, который представляет собой мышечный мешок. В нем пища подвергается воздействию кислоты желудочного сока, а затем попадает в кишечник.

    Посланник Аллаха (мир ему и благословение) называл желудок «колодцем тела». Очень важно держать этот «колодец» в чистоте. Современные диетологи постоянно указывают на вред, причиняемый желудку курением, алкоголем и пищей, вызывающей раздражение его стенок.

    Воздержание от пищи ради того, чтобы «дать отдых желудку», сегодня является распространенным способом лечения. Хорошо известно, какую роль в исламе играет пост. Обязанность соблюдать пост раз в год в течение месяца приносит пользу душе и телу мусульманина. В остальные месяцы года мусульманам рекомендуется соблюдать пост в течение трех дней в середине месяца либо по понедельникам и четвергам.

    Кишечник делится на два отдела. Первый – это тонкая кишка; попавшая в нее пища подвергается действию кишечного сока, желчи, сока поджелудочной железы, благодаря чему происходит расщепление жиров и нейтрализация желудочного сока. Именно в этом отделе происходит всасывание питательных веществ. Самая распространенная болезнь тонкой кишки – язва двенадцатиперстной кишки.

    Общеизвестно, что язву двенадцатиперстной кишки провоцируют алкоголь, курение и стресс. Прохождение пищи через желудок занимает четыре часа, еще четыре с половиной она находится в тонкой кишке и примерно 12 часов – в толстой кишке. В толстой кишке происходит всасывание воды, окончательное расщепление белков и синтез некоторых витаминов. Непереваренные остатки пищи превращаются в каловые массы.

    Последний этап пищеварения – это их выведение. Этот этап не менее важен, чем первый. Пророк рекомендовал во избежание запора испражняться, сидя на корточках. Он неоднократно говорил о необходимости соблюдения интимной гигиены и выполнения процедуры омовения. Вообще, омовение в исламе неразрывно связано с поклонением.

    Справив нужду, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:

    «Хвала Аллаху, отдалившему от меня вредное и оставившему полезное для меня».

    Таким образом, мы убеждаемся, что все советы Пророка, касающиеся здоровья и гигиены, направлены на достижение не только физического, но и духовного блага и связаны с постоянным напоминанием об их Источнике.

    Источник

    Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

    Наставления Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) относительно еды, самые лучшие наставления!

    Во время еды, заключительный Пророк Мухаммед(мир ему) придерживался следующих правил:

    1) Когда он брал рукой еду, то говорил Бисмиллях (Во Имя Аллаха), и он говорил людям произносить тоже самое. Он сказал: «Когда кто нибудь из вас кушает, то пусть упомянет имя Аллаха. Если забудет упомянуть в начале, то пусть скажет "Бисмиллях фи аввалихи ва ахирихи"

    Правильным мнением является то, что упоминание Аллаха (говоря Бисмиллях) является обязательным во время еды. Хадисы указывающие на это достоверны и ясные, без какого либо противоречия

    2) Когда он подносил еду ко рту, то говорил:

    Аль хамдулилляхи хамдан касиран тайибан мубаракан фихи гайри мафийин ва ла мувадда ва ля мустагни анху Раббана азза ва джал

    (Хвала Аллаху частая, чистая, благая. Он тот кто Сомодостаточен, Кто кормит и не кушает, Кто Извечный, и вечность с Ним, и Тот в Ком нуждаются. Он наш Господь, Возвышенный)

    3) Он никогда не критиковал еду. Если ему нравилась, то он кушал ее, если не нравилась, то он оставлял ее, не говоря ни слова. Или он говорил: «Я не хочу кушать это»

    4) Иногда он хвалил еду, как когда он спросил у своей семьи и еде, и они ответили:«У нас нет ничего кроме уксуса» Он попросил его и начал есть говоря: «Как прекрасен уксус»»

    5) Он говорил во время еды, как это видно из сообщения об уксусе. И он сказал своему пасынку, Умару ибн Аби Саламе когда он кушал с ним: «Скажи Бисмиллях, и кушай то что перед тобой на блюде»

    (Во времена Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) было принято кушать из одной тарелки, и дети иногда забывали о правилах этикета)

    6) Он настойчиво призывал гостей кушать, как богатый хозяин, и это видно в хадисе Абу Хурайры, переданным Бухари, о молоке, где он говорил ему «Пей!» и продолжал повторять пока он (гость) не сказал: «Клянусь Тем Кто послал тебя с истиной, у меня больше нет места».

    7) Когда он кушал с другими, то не уходил пока не делал дуа за них. Он совершил дуа в доме Абдуллаха ибн Бишр, и сказал: «О Аллаха, благослови их в том что Ты дал им, и прости их и дай им Свою Милость».

    8) Он приказал людям кушать правой рукой и запретил им кушать левой. Он сказал: «Шайтан кушает левой и пьет левой рукой».

    Это означает, что кушать левой рукой харам, и это правильное мнение, потому что тот кто кушает левой или шайтан или подражает ему. Также передано в сахих хадисе, что он сказал мужчине который кушал левой: «Ешь правой рукой!» Мужчина сказал: «Я не могу» Он сказал: "Чтоб ты никогда не мог» и мужчина никогда не мог поднести правую руку ко рту."

    Если бы было разрешено кушать левой, то он не сделал бы дуа против него. Это произошло по упрямому невежеству которое заставило его ослушаться приказа, и это было непослушание которое заслуживало молитвы против него.

    9) Он приказал тем кто жаловался, что никогда не наедались, кушать вместе, и упомянуть Имя Аллаха (сказал Бисмиллях) над едой, чтобы Он благословил ее для них.»

    10) Передано также что он сказал: «Я не кушаю облакотившись»

    11) Он кушал пользуясь тремя пальцами (правой руки), и это лучший способ еды.

    12) Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) узнавал о том что он кушал.

    13) Он кушал то, что было благом для него.

    14) Он кушал столько, сколько позволяло ему быть в форме, и не кушал так что это приводило к полноте.

    Ибн Умар передал, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Верующий кушает в один желудок, а кяфир в семь»

    15) Он научил умму способам защиты от болезней вызванных едой и питьем. Он сказал: «Сын Адама не наполнял сосуда хуже чем желудок. Если ему необходимо наполнить его, то пусть наполнит одну треть едой, одну треть питьем, и одну треть воздухом»

    Надеюсь моя статья стала для Вас интересной и полезной! ИншАллаh все мы будем соблюдать правила Пророка и равняться ему!

    Какую статью Вы бы хотели увидеть следующей? Спасибо за прочтение! Уа"алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатух!

    24.06.2017 Сурия 22 2400 2

    Сурия Абдурахманова