Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно
Проводы казаков на военную службу
В XVI в. для того чтобы организовать поход достаточно было казаку выйти на майдан посреди станицы, кинуть шапку-трухменку, сделанную из бараньей смушки, на землю и прокричать: «– Атаманы-молодцы! Послушайте!.. На Синем море, аль на Черное поохотиться, на Куму или на Кубань реку за ясырями; на Волгу-матушку рыбки половить или под Астрахань, на Низовье, за добычей, или в Сибирь пушных зверей пострелять!..»(1).
Обращает на себя внимание символика Круга, который собирается на майдане, обозначение центральной зоны, бросанием шапки, а также ритуальное обнажение головы, показывающее важность сообщаемого. После того, как собирались охотники, казаки служили молебен в ближайшей церкви-капличке, и обсуждали условия похода.
К началу ХХ столетия, обряд претерпел ряд изменений. Сохранившийся у казаков-некрасовцев обряд жеребьевки «кому идти на службу» предполагал каждому казаку по очереди подходить к атаману и старикам с поклоном, класть у ног атамана шапку, к которой была прикреплена карточка с его именем. Старики смешивали палками шапки, после чего есаул отбирал нужное число. Потом зачитывались имена, составлялся список. А в завершении всего атаман вызывал казаков, включенных в списки, и отдавал им шапки(1).
Перед уходом казака на действительную службу в доме собирались родные и близкие, приезжали даже из отдаленных хуторов. Сроки проводов не регламентировались. «Гуляли по карману», т.е. размах застолья и его продолжительность определялись достатком хозяев. В целом проводы длились не более 2-3 дней. На некоторых хуторах в первый день прощания участвовали лишь родственники, а на второй день собирались соседи, знакомые. Уходящего на службу сажали в «святой угол», провожающие говорили ему напутственные слова, пели военные песни, стреляли. Было принято, чтобы молодой казак до службы не пил и лишь после действительной службы мог принимать равное участие в застольях взрослых(1).
Распространено было брать в поход частицу родной земли. Ее брали около церкви или на кладбище с могилы родных (на худой конец – просто в саду или возле дома). Зашитая в мешочек она привешивалась к кресту. Объяснялось все так: если доведется погибнуть, на груди будет родная земля. Важным моментом проводов было благословение. Этот обряд совершался перед тем, как казак должен был покинуть дом. В нем принимали участие лишь самые близкие родственники. Уходящий на службу становился на колени, отец благословлял сына иконой, завещая не посрамить казачьей славы (чести). Обычно говорили: «Дай Бог всего лучшего, служить верою правдою царю-батюшке Николай Александровичу, вернуться на Тихий Дон к родным отцу-матери, жинёнки своей молодой». После этого казаку давали иконку, которая носилась на шее в вышитом мешочке.
Вообще среди служивых казаков было распространено ношение ладанок с зашитыми молитвами и щепоткой родной земли(1). Обряд благословения зачастую дополнялся прощанием с иконами, т.е. казак целовал все иконы в доме. Затем прощались с отцом и матерью, а потом с женой. При выходе из дома кто-либо из родных – чаще всего жена, а если ее не было – отец, брали коня под уздцы. Казаку подавали оружие. Выезд за ворота порой также сопровождался обрядовыми действиями. В воротах казак должен был на коне «переехать через что-то», либо в воротах казак с коня стрелял вниз, а затем выезжал на улицу.
Выход казака из «своего» мира в «чужой», сопровождался охранительной магией. По сообщению С. В. Черницына, у некрасовцев общинный характер проводов вытеснился семейным. После трапезы отец говорил: «Церковный начал положи, со всеми нашими прощайся». Читалась молитва, уходящий на службу целовал всех. После чего говорил матери: «Непитой воды положи». Для этого бралась заранее приготовленная вода из колодца, к которой никто не прикасался, и мать, читая молитву («Отче наш»), «посевала крест»: делая рукой крестообразное движение, рассыпала по поверхности воды соль. Освещенная подобным образом вода, выплескивалась за ворота так, чтобы мокрая полоса пересекла черту, разделяющую подворье и улицу. После этого следовало благословение и напутствие: «Господи! Свороти, чтобы вернулся назад сын!» . Обращает на себя внимание не только структура обряда (трапеза – благословение – выход из дома), но и семантика действий. Прохождение уходящего по мокрой полосе, по мнению С. Черницына, маркирует переход человека из «своего», защищенного пространства в «чужое», внешнее, незащищенное. «Непитая вода» должна нейтрализовать действие потусторонних сил, воплощением которых является пыль. Подобный обряд входит в одну смысловую группу с такими действиями, как выплескивание воды вслед уходящему, либо выпивание алкогольных напитков (пить на дорожку, на посошок, пить стремянную).
На наш взгляд, уход из мира Порядка в хаотичный мир символизируется еще и движением уходящего по воде, реке, которая является путь-дорожкой на тот свет. Соль и христианская символика должны оградить его в пути, цель же пути – привнесение порядка в мир хаоса.
После выезда за ворота проводы проходили по-разному. Если на хуторе или станице была церковь, казаки собирались там, служили молебен, а затем и провожающие и те, кто уходил на службу, смешавшись, шли из станицы (впереди священнослужители). В одних случаях было принято, чтобы служивый казак шел спешенный, в других – ехал, а коня вели жена или отец. При этом оружие – пику, а раньше и ружье нес кто-либо из родных: сын племянник, но не взрослый мужчина. В хуторе Вислый Семикаракорского района жена вела коня по улице, а казак вприсядку проходил до самого конца улицы. Обычно провожающие доходили до какого-либо условного рубежа – конец хутора, выгон, переправа через реку и т.д., где прощались окончательно. При этом на краю хутора расставлялись столы и угощение; уходящие казаки демонстрировали удаль перед собравшимися, джигитовали. Мужчины пели военные песни. Иногда, проводы, а позже и встречи казаков осуществлялись на сборных местах(2).
По описаниям М. Чайковского (Садык-паши) у казаков-некрасовцев, уходящие на службу, вооруженные и на конях, проезжали перед атаманом и стариками и каждый спрашивал: «Нет ли милосердного человека, который взял бы попечение перед Богом о моей грешной душе?». Если он был хорошего поведения, то один из стариков отвечал: «Я (имя и прозвание) беру попечение о твоей душе перед Богом, буду молиться, чтобы Бог сохранил тебя для покаяния в грехах, а ты привези нам военную честь и доброе казацкое имя». Если человек был дурного поведения, то ему отвечали молчанием, и он отъезжал. Все были уверены в его гибели, так как среди стариков не нашлось поручителя(2).
Заключительный акт проводов так же порой сопровождался действиями, носившими обрядовый характер. Так, в станице Митякинской, казаки собирались у переправы, после традиционного угощения переправлялись на другой берег. Один из казаков стрелял в воздух, бросал ружье, и все по этому сигналу пускались вскачь. Интересно, что по рассказам Ф. Крюкова, в день проводов казаки стреляли в землю из старого, дедовского оружия, а во время проводов случались и кулачные потасовки.
Уходя в степи, казаки отрекались от семьи по слову Иисуса Христа «нет никого, кто оставил бы братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов и братьев и сестер и отцов и матерей, и детей и земель, а в веке грядущем жизни вечной»(2).
Уход казака в поход сопровождался молебном. В походе или поиске казаки не брали с собой никаких хмельных напитков, всякий одевался в старую ветошь, чтобы неприятелю нечем было с них поживиться. Оружие также имело бедную наружность, «на ясном железе глаз играет» говорили донцы. Походы у казаков бывают морские, сухопутные, конные и пешие, дневные и ночные(2).
По старинному обычаю, казаки оказывают почёт станичникам своим при отправлении их на полевую службу и по приходе из оной. Всё общество станицы провожает и встречает воинов, так сказать, парадно: слушает вместе с ними молебен и представляет им хлеб-соль, с обычными приветами. Казаки, возвратившиеся со службы, особенно в значительном числе из одной станицы, справляют от себя знамя из цветной материи с изображением святого, жертвуют оное станице на память о своем возвращении. Таковые знамёна освящаются и хранятся в церквах каждой станицы.
На фото Проводы фото. Болдырева
На фото казаки хутора Вислый в центре Ермаков, погиб под Царицыным.
1. Черницын С.В. Ритуал проводов на военную службу у майносских некрасовцев XIX-нач. ХХ вв.// Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2003 год. Дикаревские чтения (10). Краснодар, 2004. С.220.
Важным обрядом были проводы казаков и встреча их со службы. Этот обряд создали военная жизнь казаков и военное воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в XVII в., когда казаки собирались в сухопутные или морские походы за "зипунами" , перед отправлением весь народ собирался около часовни или церкви. Вместе с походным атаманом и Войском слушали обедню, молили Николая Угодника о покровительстве и помощи. Потом все выходили на площадь, где были приготовлены мёд и вино, пили прощальный ковш, провожали походное войско до судов. На берегу еще запевали взаимное прощание и оставались до тех пор, пока лодки не терялись из виду.
Если поход был удачен, день возвращения казаков праздновался с особенным торжеством. Все население стекалось на берег Дона. Победители, одетые в лучшие одежды, с распущенными знаменами, с песнями при звуках литавр, торжественно проплывали мимо стоявшей толпы, приветствуя родные берега пушечными и ружейными выстрелами.
В XIX веке в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на берегу Дона, площади, улице, а в доме служивого. Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: "Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили".
По обычаю все казаки, уходившие на службу, собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, привешивали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.
После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: "Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг, - обращался к жене, - жди меня, быть может, Бог даст - вернусь!"
Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей. (Приложение 3)
Проводы на службу у кубанских и донских казаков
Обряд проводов казака на службу, близок к русским рекрутским обрядам, однако в казачьей культуре он имеет ряд существенных отличий. Обряд проводов в армию был одним из самых важных в духовной культуре казаков. Оп принципиально отличался от других обрядов жизненного цикла - родильно-крестинных, свадебных, погребальных. Этот обряд создали военная жизнь казаков и военное воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое. За некоторое время до отправления на службу новобранец мог оставить работу. Ему «давали нагуляться». Он освобождался от ежедневной работы по хозяйству, а был занят подготовкой снаряжения. В воспоминаниях И.Приймы приводится большой список (около 54-х) элементов входящих в снаряжение казака и необходимых для прохождения службы. Отсутствие, негодность какого-либо элемента, при проверке новобранца станичным атаманом, за несколько дней до проводов, наказывалось словесным выговором казаку и его родителям (в первую очередь отцу), и все требования к снаряжению беспрекословно выполнялись в кратчайшие сроки.
Помимо подготовки материальной, обязательным, для новобранца считался пост - подготовка духовная, который заканчивался напутственным молебном.
За день до назначенной даты проводов, утром, казаки съезжались на своих лошадях в центр станицы к храму. Возле храма, проводился молебен, на котором присутствовало большинство жителей станицы, родители и родственники новобранцев, атаман и станичное правление. Молебен проводился либо на площади, либо на территории храма. Для этого из храма выносили «святости» - хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков. После церковной службы станичный атаман, почетные старики, напутствовали новобранцев и желали скорого и благополучного возвращения: «Благодарылы атцов, матерей шо вырастылы сынов, проводылы на службу».
«Вечер»! «обед»! «празнык» / «гулянка»/ «проводы» - проводилась вечером этого дня. Проводы устраивались в доме новобранца. Собиралась вся семья казака, приходили гости. С собой гости приносили подарки: мыло, рубашка, бритва, продукты. В качестве подарка могли выступать деньги: «Натэ серебро, шоб було вам добро в армии. А тоди ще грощи мидни, шоб ваша армия нэ була бидной». В некоторых станицах новобранец, если был неженат, вечером шел приглашать молодежь: «Он пашел, у нас тут называлась, вот сейчас где ДК стаит, тада ево не было, а вот хадили туда-сюда вот так от, называли Брехаловка- площадь. Гуляли вся маладешь. И вот я гаварю: «Слава, многа будеть маладых девак?». Он грит: «А, нет». И как пашел он, привел усю Брешку». Молодые девушки и парни в доме казака пели, танцевали, играли, а затем все садились за стол. Приглашенные девушки украшали провожаемого казака, обычно прикалывая ему к одежде цветы, либо повязывая рушник(полотенце). Этим, уходящего на службу как-бы выделяли из всех остальных. Новобранца перевязывали лентами (красными), девушки цепляли ему на грудь цветочки (в основном розы) или платки. «давали раньше платочки, насочки, давали кисеты дивчата. Инициалы были и имя какое. Шёлк такой красивый и эта такая красивая сумачка, сшита ана, и там тисёмачка такая заложина. Табак ж туда насыпался». (Хомякова Евдокия даниловна, Зимовниковский р-н) За столом, провожаемый казак сидел в Святом углу, между отцом и матерью. Накрывался стол, гости ели, пили, а также пели песни и вели разговоры о былых победах и примерах воинской доблести. Было принято, чтобы молодой казак до службы не пил и лишь после действительной службы мог принимать равное участие в застольях взрослых. Так, И.Прийма, отмечал, что провожающий должен был каждому поднести стакан водки и вина, в ответ пришедшие дарили подарки: «Угощаемые мною гости высказывали мне свои добрые пожелания - благополучной дороги, успешной службы и счастливого возвращения. Дяди давали мне более или менее пространные наставления, стараясь предостеречь меня от возможных ошибок и опасностей. У каждого из них был большой жизненный опыт, и они теперь старались передать мне крупицы этого своего добра». Беседы прерывались песнями. Песенный репертуар также был довольно определенным в сюжетном отношении. Большая часть текстов, сюжетно была связанна с тяготами казачьей службы, разлукой с семьей, военными темами. Многие из этих песен были сугубо мужскими. Наиболее широко распространенные, это: «Последний нонешний денёчек», «Конь боевой с походным вьюком», «Прощай любезная станица», «Провожала маты сына у солдаты», «За лесом сонце воссияло», «Вышел пастух на лужок» и др. Гуляли до утра, либо утром гости вновь сходились ко двору казака. Все садились за стол и завтракали. Пили «на-посошек». Затем, выйдя из-за стола, выходили во двор, где родители благословляли сына на добрую службу. Важным моментом проводов было благословение. Мать держала в руках хлеб с солью, отец икону. Молодой казак стоял перед ними на коленях на шубе вывернутой мехом вверх: «шоб не голо служить ему было». Родители, благословляя сына на добрую службу, желали ему благополучного возвращения. Отец благословлял сына иконой, завещая не посрамить казачьей славы (чести). Обычно говорили: «дай Бог всего лучшего, служить верою правдою царю-батюшке Николай Александровичу, вернуться на Тихий Дон к родным отцу-матери, жиненки своей молодой». Казак поднимался с колен, целовал икону, хлеб и руки родителей. Мать одевала сыну образок: «Вешалы образок, и даже вроде этат заговарывалы ат пули», чаще всего с изображением Николая Угодника или Георгия Победоносца и трижды говорила: «Господи благослови. О цэ тоби идти в пути, Господь впэрэди, Матирь Божа с ными, а ты за ными», - а отец давал наказ: «Служить чесно, дабрасовесно, выполнять, вси приказы камандира... и лошадь, свово друга верного жалей, ухаживай, - наказ давал, - это тебе будет щасте». Мать вешала на шею сыну узелок с родной землей. Ее брали около церкви или на кладбище с могилы родных, просто в саду или возле дома. Зашитая в мешочек она привешивалась к кресту. Объяснялось все так: если доведется погибнуть, на груди будет родная земля. Это действие считалось самым важным на проводах. Часто вручали особый оберег. В качестве оберега, мать казака зашивала в воротник или в шапку молитву «Отче наш». Обычными были различные заговоры и обереги, читаемые казаку, например, молитва при набеге, молитва от ружья, от боя, от пули и т.д. Михаил Шолохов в романе «Тихий дон» дает такой пример молитвы от ружья: «Господи, благослови. Лежит камень на горе, что конь. В камень нейдет вода, так бы и в меня, раба божия, и в товарищей моих, и вконя моего не шла стрела и пулька. Как молот отпрядывает от ковадла, так и от меня пулька отпрядывала бы; как жернова вертятся, так не приходила бы ко мне стрела, вертелась бы. Солнце и месяц светлы бывают, так и я, раб божий, ими укреплен.... Во имя отца, и сына, и святого духа. Аминь».
Обряд благословения зачастую дополнялся прощанием с иконами, т.е. казак целовал все иконы в доме. После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг, обращался к жене, жди меня, быть может, Бог даст - вернусь!” Получив благословение, казак выходил на двор. Первым выходил казак, затем в последовательности: родители, жена ведя коня, гости. При выходе из дома кто-либо из родных - чаще всего жена, а если ее не было - отец, брали коня под уздцы. Неженатому казаку коня могли выводить и невестка, сестра, младший брат, или мать: «Мать выводит через платочек за уздечку выводит коня: «Я тебя провожаю и што б я тибя на коню обратно встрела»; «А оце сэстры нэ було, так коня выводыла нэвистка». В момент, когда выводили коня, следили за его поведением: «Примечалы, кинь споткнувся, щастя нэ будэ»; если конь заржет, то его хозяин со службы не вернется. На улице казак кланялся на четыре стороны и садился на коня. Здесь казаку подавали оружие, подносилась рюмка-«стремянная». Женатый казак сидя на коне подавал жене, либо одевал на нее сам черную шаль - «печальник». Этот головной убор женщина носила в праздничные дни на протяжении всего периода службы мужа. Выезд за ворота порой также сопровождался обрядовыми действиями. В воротах казак должен был на коне «переехать через что-то» - обычно расстилаемый, либо просто повязываемый на ворота рушник. Далее казак ехал к церкви. Женатый же сидел на коне, которого вела жена до места сбора. В церкви со всеми провожаемыми служили молебен. У церкви собирались все, кто уходил на службу. Отсюда, кто пешком, кто сидя на подводах или верхом на конях станичники направлялись к тому месту, которое исторически в станице было связано с проводами казаков на службу. Коня до околицы под узды могла вести жена или невеста казака. При этом оружие - пику, а раньше и ружье нес кто-либо из родных: сын племянник, но не взрослый мужчина. В большинстве станиц, место прощания новобранцев с родными имело и свой топоним: Прощальная балка (ст.Переяславская), Провожательный дуб (ст.Ставропольская), Ридна Могылка (ст.Пашковская). Границей мог выступать мост через реку, камень, сад: «И о це тут було, дэ мы живэм, тут знаитэ якэ було мисто. Як садочок, груши булы. Прямо сад був. Цэ называлы до Малой Убынкы. О цэ их сюды. Дальше уже не провожають, тут прощаюца»; «Вот там речка бежит, за речку на бугор выходют, выпивают, там прощаюца и от это паехали верхамы»; «и вот туды, нона вниз, там у нас на низу был мост. Щас ево уже как кладка сделана. И тама бальшой камень стаит. И там вседа, дак туда сведуть, да Урупу праважали». На этом месте/границе вновь повторялась процедура прощания. Уезжающие на службу и провожающие их, выпивали по чарке «за каждое из трех желаемых событий: за благополучную дорогу, за успешную службу и за счастливое возвращение». Заключительный акт проводов так же сопровождался действиями, носившими обрядовый характер. После прощания и угощения, казаки садились на коней, строились, один из казаков стрелял в воздух и все по этому сигналу пускались вскачь.
Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречала вся станица во главе с атаманом. Старший урядник рапортовал атаману о завершении службы. Затем все отправлялись в храм, где служили благодарственный молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Обычно казаки приносили в храм иконы, крест, евангелие. Отслужив молебен, все шли к станичному правлению, где служивым преподносились станичные хлеб-соль.
Светлана Асташкина
Сценарий праздника «История обряда «Проводы казака на службу»
После исполнения 20 лет, казак начинал готовиться к службе . Провожали казака всей станицей . Обычно приходили родственники, друзья, товарищи и близкие. Было большое застолье. Потом всей станицей провожали за околицу .
Именно с этим обрядом мы познакомили гостей и родителей воспитанники старшей группы «Клубнички» . Наша группа получила статус «Казачья группа » .
Мы украсили зал в стиле казачьей горницы , в которой и происходили все события. Хозяйка-казачка и отец- казак встречали гостей . Дети читали стихи, пели песни о величавом Тихом Доне, о раздольном Донском крае и о славном казаке Гришатке , которому пришло время отправляться на службу .
Мероприятие прошло весело с играми, танцами с использованием настоящих казачьих традиций .
Цель : развивать представление детей об образе казачьей жизни через освоение казачьих традиций
Задачи :
Действующие лица :
Взрослые : хозяйка-Мать, хозяин-Отец, Дед Щукарь
Дети : вестовой, сын-казачок , гости-дети
Репертуар
Фонограмма песни «Трава моя муравушка»
Песня «Вечер, вечер, матушка»
Перепляс «Как донские казаки »
Танец «Из-под горочки туманик…»
Танец-песня «Барыня»
Песня «Ах, на горе калина»
Песня «Как за Доном, за рекой»
Песня «Как у нас было на Дону»
Песня «Ой, при лужке, при лужке»
Песня «О донском крае»
Игры :
На конях скачки – «Скачки на мишень»
«Прокати казачку на коне »
Игры с коромыслом
«Рыбалка»
Атрибуты : кружка, вязаные коврики, поднос с рушником и караваем, сумка деду Щукарю через плечо и рыба, Конь (голова и два человека в ткани, оружие, мешочек с землёй, сухари, 2 коня на палочке, корзина с мячами, 4 ведра, 2 коромысла, невод)
Ход праздника:
1 часть. 1 картина «На круг к атаману»
Зал оформлен в стиле казачьей горницы . Хозяин и хозяйка (в казачьих костюмах ) встречают гостей. Под фонограмму народной песни «Трава моя травушка» входят 5 детей.
Хозяйка : Пожалуйте, гостички, пожалуйте, дорогие!
Хозяин : Гость на порог – хозяину радость!
1 гость ребенок : Друзья имеются, так и сердце греется! (Юля)
2 гость ребенок : Доброго здоровья вам, хозяева! (Алина)
Входят дети(5, приплясывая под музыку (топотушки)
3 гость ребенок : Здорова дневали, Петр Иванович и Пелагея Марковна!
Хозяйка : Присаживайтесь станичники
4 гость ребенок : Ну и казак у вас (обращается к детям) Люб?
Хозяюшка нахваливает сына.
Дети : Люб!
5 гость ребенок : Ну, Точно дед – Иван Прокопович!
Хозяйка : Милости просим, дорогие гостички, сделайте честь нашему куреню
Хозяин : Покорнейше просим, проходите
Дети : Благодарствуем (хором! Мы спешим к вам на проводы .
Хозяйка : У нас для каждого найдется и местечко и словечко
6 гость ребенок : Без друзей жить – самому постылым быть (Богдан)
7 гость ребенок : Не плетень городи, а с соседом дружбу води (Алина Бобрышева)
Входят дети (5, приплясывая под музыку «Вечер, вечер, матушка»
Девочки : Здравствуйте Пелагея Марковна (кланяются)
Мальчики : Здравствуйте Петр Иванович (кланяются)
8 гость ребенок : Весть мы услыхали, что казачка Гришаню в поход провожают
9 гость ребенок : Пришли мы погуторить, песни спевать, свою удаль показать .
10 гость ребенок : А гостей у вас полно!
Хозяйка : Где теснее, там веселее!
Хозяин : Будьте как дома
Хозяйка : Удобно ли вам гости дорогие?
Сын : Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Дед Щукарь : (входит) Гостям известно дело, место хватило! Да не тесновато ли хозяевам?
Сын : В тесноте да не в обиде! Собрались казаки на единый «круг» !
Старые да молодые, веселые да удалые.
Будем песни петь, наш родной край прославлять и меня в поход провожать !
1 часть. 2 картина «Гулянье казаков »
Хозяева : Сегодня собрались казаки со всей станицы показать свою удаль .
Дед Щукарь : Вы пришли показать казачий пляс . А подарок есть у вас?
1 гость ребенок : Мы тебе Гришаня кружку смастерили. Ты в походе не скучай, Дон родимый вспоминай, с нами песню запевай
Исполняется перепляс «Как донские казаки » (Поклон, садятся на места)
Ребенок : Наступил и наш черед, песню заиграем.
Спляшем лихо и споем, и дары оставим!
Казачок танцует с группой «Из-под горочки туманик…» (в конце танца дети выносят цветные коврики)
Ребенок : При походе по степи пригодятся се ковры.
Хозяйка : Ох, спасибочки, веселые вы казачата да боевые !
Дед Щукарь : (взяв коврик, рассматривая его) : Да это дело хорошее, нужное при походе.
Гости : Люб ковер?
Хозяева : Люб!
Эти дети присаживаются, выходят другие дети.
Они держат хлеб на подносе с рушником
1 ребенок : А мы казачка провожаем пышным караваем !
2 ребенок : Он на блюде расписном с белоснежным рушником!
Казачок : Вы долго трудились?
3 ребенок : Пот на спине, так и хлеб на столе
4 ребенок : Работящие дети и отцу – хлеб
5 ребенок : Мы сейчас себя покажем,
Каблучками постучим
Лихо «Барыню» отпляшем,
Вас с собою пригласим
Под фонограмму исполняется танец-песня «Барыня»
Хозяйка : (хвалит детей) Ой да казачатки . Лихо «Барыню» отплясали. Даже Деда Щукаря развеселили, а то он как сухарь
Дед Щукарь : Это, я как сухарь? Да я вам это, я еще вам покажу! (шарит в сумке)
Хозяйка : Что там у тебя?
Дед Щукарь : Рыбу поймал казачонку
Хозяйка : Ну, неси ее сюда
Дед Щукарь : Да не идет она
Хозяйка : Так сам иди
Дед Щукарь : Да она меня не пускает
Хозяйка : Ну, давай помогу тебе (вытаскивает рыбицу)
Дед Щукарь : (дарит рыбу) : Вот тебе, Гришаня, от деда Щукаря рыбка для порядка
Хозяин : Ну и дедушка Щукарь…Ничего нам не сказал , что рыбу дивную поймал. Пора и другим казакам приветы слать , Свое выступление начинать!
1 ребенок : Разрешите поплясать, разрешите топнуть,
Неужели в этом доме половице лопнуть?
2 ребенок : Из-за Дона песню выведу,
3 ребенок : Ох, раз, еще раз,
Мы поклонимся сейчас
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас
Исполнение песни «Ах, на горе калина»
Дед Щукарь : И танцуете вы ладно и песни играете, а вот скажите, без кого казак жить не может ? Кто друг верный казака ?
Дети отвечают. Говорят пословицы о коне.
Казаку конь – себе дорог
Казак с конем и ночью и днем
Мы поклон принесли, и коня привели (ребенок заводит «коня» ,
Ты коня корми досыта и блюди его копыта
тогда твой конь ретивый будет друг незаменимый, Хорошо скачи на нем, хоть куда с таким конем.
Дети дарят «коня» . Мать и казак благодарят гостей
Сын : Воронок притомился. Пусть водицы студеной попьет, сена поест перед дорогой, сил наберется (Уводит коня)
Хозяйка : Спасибо, станичники, что все пришли моего Гришутку проводить .
А по обычаю проводим сынка моего в дальнюю дорогу с песней.
Дети поют песню «Как за Доном, за рекой» , казачок и мать запевают .
Мать и отец («вместе» ): Сынок, дорогой наш, благословляем тебя! (Надевают оружие, дают мешочек с землей, сухари и т. д.)
Сын : Спасибо, матушка, спасибо, батюшка. Спасибо, станичники, за то, что пришли проводить меня . Я буду помнить ваши наказы.
Щукарь : И я, Гришатка, тебя провожу
Мать : Будем ждать встречи, Гришатка.
Дед Щукарь : Григорий с похода сильным, ловким, смелым вернется, а вы каши мало ели? Чай, у вас и силенок нету. Песни пел с вами, плясал, а силушку вашу не видал
Ребенок : Пойдем, дед Щукарь, мы покажем, какие мы быстрые, поворотные, ловкие, разудалые ребята! Одним словом…
Все дети : Казаки !
Исполнение песни «Как у нас было на Дону»
Проводятся игры .
Хозяйка : Сердце-то не зря взыграло, поиграть пора настала
Щукарь : У меня Щукаря два товарища : Первый – конь гнедой, Второй – белый конь. Казаки , коней седлайте! Чётко в цели попадайте!
На конях скачки – «Скачки на мишень»
(Команда папы катает девочек) (6 человек)
Мать : Развеселые живут на Дону казаки- ребята . Эх, танцуют от души наши казачата !
Исполняется песня «Ой, при лужке, при лужке»
Щукарь : Ай, да ребятушки,
Ай, да казачатушки , порадовали старого
Ох, хотел бы я посмотреть, проворны ли девицы- казачки ?
А теперь попросим мы молодушек сюда
Дадим в руки коромысла да два ведра
Пусть красавицы порадуют народ,
А в работе им гармошка подпоет
Наносим, девицы, водицы. Пора бы и ухе свариться
Игры с коромыслом. (Музыкальное сопровождение )
Пора казаков посылать Бреднем рыбы натягать
Проводится игра «Рыбалка» . (Дед ловит по кругу пап и мальчиков)
(Пока идет игра вывести одну девочку)
Щукарь : Вижу я, улов не плох, казак – ловкий рыболов
Девочка : (вбегает) Станичники! Станичники (Катя)
Щукарь : Чего тебе, кума?
Девочка : Я вам добрую новость принесла. Григорий с похода возвращается, встречайте.
Казачок : Здравствуй, милая станица. Вновь судьба свела с тобой. Здесь мне выпало родиться и вернулся я домой. Вновь душа от счастья плачет, Дону в пояс поклонюсь, Пусть мне сто дорог назначат, Я опять сюда вернусь.
Звучит фонограмма (плюс) песня о Донском крае
Вечер, вечер матушка, текст песни
1 Вечер, вечер матушка
Вечер государушка,
Иванушка приходил,
Подарочки приносил
2 Иванушка приходил,
Подарочки приносил,
Подарочек дорогой,
С руки перстень золотой
3 Та отрада, ты отрада,
Ты отрадушка моя,
Мы пойдем с тобой, отрада
Во зеленый сад гулять
4 Во зеленый сад гулять
Сладки ягоды сбирать,
Яблоки садовые,
Сладкие, медовые
5 Два яблочка сорвала
Тебя, милый поняла,
Два сахарных раскусила,
Тебя, милый, полюбила.
На авансцене - ведущие пролога
В1: - Мы – люди 21-го века.
В2:
В3:
В2:
В1: - И судьбой.
Звучит негромкая музыка. Выходит Мать и Отец , несут колыбельку.
Звучит «Казачья колыбельная»
Мать :
Отец:
Мать :
Отец:
В1:
В2:
В3:
В2: - Рубить шашкой - с 10-ти.
Маленький Казачонок
Казачонок: -
В3:
В2:
В1:
В3:
В2: - Весь день. А вечером…
Казачонок
Новобранец:- Знамо дело, отстоял.
Казачонок:-
Новобранец:-
Казачонок:- Это – добрая примета.
Входят отец, мать и сестра .
Отец.
Сестра:
Казачонок: - Цыц, баба.
Мать:- А вот и гости пожаловали
Новобранец:-
Звучит песня «Пришли в гости казаки»
Гости:
Ведущий:
Ведущий:
Мать:
Сестра: - это ещё зачем?
Казачонок:
Отец: - Тихо, сороки.
.
Отец:
Мать:
Звучит мелодия песни «Маты сына провожала»
Мать:-
С последними словами все уходят. На сцене остаются ведущие пролога
В1: - Мы – люди 21-го века.
В2: - Века высоких технологий, сверхмощного оружия и неограниченных возможностей.
В3: - Но не всё меняется в этом мире. Наша страна по-прежнему нуждается в защитниках как сто и двести лет тому назад.
В2: Вспомним же о людях, для которых служба Отечеству была не только профессией, но и образом жизни.
В1: - И судьбой.
Звучит финальная песня «В путь- дорожку дальнюю»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий реконструкции обряда
«Проводы казака на службу в кубанской традиции»
На авансцене - ведущие пролога
В1: - Мы – люди 21-го века.
В2: - Века высоких технологий, сверхмощного оружия и неограниченных возможностей.
В3: - Но не всё меняется в этом мире. Наша страна по-прежнему нуждается в защитниках как сто и двести лет тому назад.
В2: Вспомним же о людях, для которых служба Отечеству была не только профессией, но и образом жизни.
В1: - И судьбой.
Звучит негромкая музыка. Выходит Мать и Отец , несут колыбельку.
Звучит «Казачья колыбельная»
Мать : - Бог тебя дал, Христос даровал, Пресвятая Похвала в окошечко подала…
Отец: - В окошечко подала. Андреем назвала.
Мать : - Спи со Богом, со Христом, со Святыми Ангелами, спи, дитя до утра, до утра – до полудня
Отец: - Настанет пора – мы разбудим тебя
В1: - Когда в казачьей семье рождался сын, ему на «зубок» все родные и знакомые приносили кто саблю, кто патроны, а кто и ружье.
В2: - А когда после крестин на 40 -й день возвращались домой, отец, надев на мальчугана саблю, сажал его на коня. Придерживая в седле, он обводил его 3 раза вокруг дома, читая молитву вслух. С 3-х летнего возраста мальчик уверенно держался в седле.
В3: - Стрелять его учили с 7 -ми лет,
В2: - Рубить шашкой - с 10-ти.
Маленький Казачонок выбегает на авансцену, демонстрирует искусство владения шашкой
Казачонок: - А в 18 лет казак был полностью готов к службе.
В3: - За некоторое время до призыва новобранец мог оставить работу. Ему «давали нагуляться». Он освобождался от ежедневной работы по хозяйству, а был занят только подготовкой снаряжения.
В2: - А ещё он готовился духовно - держал строгий пост, который заканчивался напутственным молебном.
В1: - За день до назначенной даты проводов, утром, казаки съезжались на своих лошадях в центр станицы к храму. Возле храма, проводился молебен, на котором присутствовало большинство жителей станицы, родители и родственники новобранцев, атаман и станичное правление. Из храма выносили «святости» - хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков.
В3: - А после новобранца все поздравляли, желали счастливой службы и весь день был посвящён только ему.
В2: - Весь день. А вечером…
Заходят молодые казаки и новобранец, За ними – маленький казачонок.
Казачонок : -Андрюшка, а Андрюшка, а ты молебен отстоял?
Новобранец:- Знамо дело, отстоял.
Казачонок:- А конь-то твой, конь-то как?
Новобранец:- Знамо дело, как. Смирно стоял, головы не опускал.
Казачонок:- Это – добрая примета.
Входят отец, мать и сестра .
Отец. Ну что, сынок, много ли гостей придёт на проводы?
Сестра: - Вот и я говорю: «Андрюшка, много будет молодых девок?». Он грит: «А, нет». А как пошёл он, вон привел усю Брёшку».
Казачонок: - Цыц, баба.
Мать:- А вот и гости пожаловали
Появляются гости. Звучит гармонь. Гости поочерёдно подходят к казаку, дарят подарки девушки прикалывают булавками платочки/цветы к черкеске на груди казака, перевязывают его крест накрест рушником.
Новобранец:- Добро пожаловать, гости дорогие.
Звучит песня «Пришли в гости казаки»
Гости: - Благополучной дороги, успешной службы, счастливого возвращения
Ведущий: за праздничным столом звучало много пожеланий, напутствий казаку, но находилось место и для весёлых игр и песен.
Ведущий: Гости веселились до самого утра. Но наступало утро – последнее утро казака в родном доме. Пора было прощаться.
Выходят отец и мать. Отец держит в руках икону.
Мать: - Аннушка, шубу-то, шубу скорей неси.
Сестра: - это ещё зачем?
Казачонок: -Да чтоб служить ему не голо было.
Все суетятся, сестра обнимает казака, плачет.
Отец: - Тихо, сороки.
Все замолкают. Казак становится на колени перед родителями .
Отец: - Благословляю тебя, сын, на добрую службу.
Мать: - И пусть родная земля защитит тебя от погибели.
Звучит мелодия песни «Маты сына провожала» в инструментальном изложении. Новобранец целует икону, встаёт, кланяется на все четыре стороны, выходит из дома спиной вперед, поочерёдно «закрывая» за собой воображаемые «двери».
Мать:- Господи благослови, идти тебе в пути, Господь впереди, Матерь Божа с ними, а ты - за ними.
С последними словами все уходят. На сцене остаются ведущие пролога
В1: - Мы – люди 21-го века.
В2: - Века высоких технологий, сверхмощного оружия и неограниченных возможностей.
В3: - Но не всё меняется в этом мире. Наша страна по-прежнему нуждается в защитниках как сто и двести лет тому назад.
В2: Вспомним же о людях, для которых служба Отечеству была не только профессией, но и образом жизни.
В1: - И судьбой.
На сцену выходят все участники реконструкции.
Звучит финальная песня «В путь- дорожку дальнюю»